Утилизационный сбор за транспортное средство: право, экономика, экологическая безопасность
Аннотация
В соответствии с п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам, 100 процентов которых поступает в федеральный бюджет. В статье рассмотрены проблемы утилизационного сбора в контексте комплекса проблем утилизационной политики и экологической безопасности. Объектом анализа являются различные подходы к структурированию национальной модели утилизационной политики и утилизационного сбора, параметры утилизационного сбора в контексте современной фискальной, утилизационной политики и экологической безопасности. Методология анализа: синтез методов формальной и диалектической логики, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический методы исследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 02/2025 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2025-2-6-9 |
Введение. Исследование правовой природы утилизационного сбора – задача, производная от решения более общих проблем: быть или не быть неналоговым платежам в структуре Налогового кодекса РФ, определения эффективных путей реализации утилизационной реформы в Российской Федерации, совершенствования экологической и транспортной безопасности в нашей стране.
Пункт 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ относит утилизационный сбор к числу неналоговых доходов, полностью поступающих в федеральный бюджет.
Как известно, на протяжении последних лет научным и предпринимательским сообществом обсуждается вопрос о введении неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ). Этот почти гамлетовский вопрос «быть или не быть» неналоговым платежам в НК РФ разделил сторонников и оппонентов на два противоположных лагеря. И если предложенная Министерством финансов РФ концепция исходила из необходимости включения неналоговых платежей в НК РФ, то Счетная Палата РФ, бизнес-сообщество выступали за более консервативный сценарий развития событий. И, хотя концепция регулятора включала постепенность перехода, введение моратория на применение карательных мер, тем не менее для данной проблемы пока еще не наступило время для принятия окончательных концептуальных решений. Утилизационная эволюция в нашей стране, имеющая циклический характер развития, предопределяет всплеск интереса к проблематике неналоговых платежей, прежде всего, экологических платежей и утилизационного сбора, особенно в периоды обсуждения экологических проблем в связи с принятием новых стратегий и реформаторских решений.
Модели правовой регламентации утилизационного сбора в различных юрисдикциях отличаются не просто разнообразием, существуют проблемы установления наиболее рациональных шкал утилизационного сбора с учетом не только технологических характеристик, места происхождения транспортных средств, но и конкурентной политики, бюджетных ограничений, соотношения публичных и частных финансов в проведении утилизационных программ.
Поэтому расчет утилизационного сбора – это математическая задача, направленная на компенсацию всей системы негативных внешних и внутренних эффектов.