Дата публикации: 22.05.2025

Утилизационный сбор за транспортное средство: право, экономика, экологическая безопасность

Аннотация

В соответствии с п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам, 100 процентов которых поступает в федеральный бюджет. В статье рассмотрены проблемы утилизационного сбора в контексте комплекса проблем утилизационной политики и экологической безопасности. Объектом анализа являются различные подходы к структурированию национальной модели утилизационной политики и утилизационного сбора, параметры утилизационного сбора в контексте современной фискальной, утилизационной политики и экологической безопасности. Методология анализа: синтез методов формальной и диалектической логики, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический методы исследования.




Введение. Исследование правовой природы утилизационного сбора – задача, производная от решения более общих проблем: быть или не быть неналоговым платежам в структуре Налогового кодекса РФ, определения эффективных путей реализации утилизационной реформы в Российской Федерации, совершенствования экологической и транспортной безопасности в нашей стране.

Пункт 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ относит утилизационный сбор к числу неналоговых доходов, полностью поступающих в федеральный бюджет.

Как известно, на протяжении последних лет научным и предпринимательским сообществом обсуждается вопрос о введении неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ). Этот почти гамлетовский вопрос «быть или не быть» неналоговым платежам в НК РФ разделил сторонников и оппонентов на два противоположных лагеря. И если предложенная Министерством финансов РФ концепция исходила из необходимости включения неналоговых платежей в НК РФ, то Счетная Палата РФ, бизнес-сообщество выступали за более консервативный сценарий развития событий. И, хотя концепция регулятора включала постепенность перехода, введение моратория на применение карательных мер, тем не менее для данной проблемы пока еще не наступило время для принятия окончательных концептуальных решений. Утилизационная эволюция в нашей стране, имеющая циклический характер развития, предопределяет всплеск интереса к проблематике неналоговых платежей, прежде всего, экологических платежей и утилизационного сбора, особенно в периоды обсуждения экологических проблем в связи с принятием новых стратегий и реформаторских решений.

Модели правовой регламентации утилизационного сбора в различных юрисдикциях отличаются не просто разнообразием, существуют проблемы установления наиболее рациональных шкал утилизационного сбора с учетом не только технологических характеристик, места происхождения транспортных средств, но и конкурентной политики, бюджетных ограничений, соотношения публичных и частных финансов в проведении утилизационных программ.

Поэтому расчет утилизационного сбора – это математическая задача, направленная на компенсацию всей системы негативных внешних и внутренних эффектов.

Список литературы

1. Белев C.Г. Последствия повышения утилизационного сбора для транспортных средств в Российской Федерации / C.Г. Белев, Е.О. Матвеев // Ars Administrandi (Искусство управления). 2022. Т. 14. № 1. С. 25–43.
2. Васляев М.А. Разработка единой эколого-ориентированной системы сбора и утилиза-ции вышедших из эксплуатации автотранспортных средств : автореферат кандидата экономических наук / М.А. Васляев. Москва, 2007. 25 с.
3. Гордиенко М.С. Утилизационный сбор в системе фискальных неналоговых платежей РФ / М.С. Гордиенко // Налоги и налогообложение. 2019. № 10. С. 25–37. DOI: 10.7256/2454-065X.2019.10.31348.
4. Колесникова К.В. Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования : диссертация кандидата юридических наук / К.В. Колесникова. Ростов-на-Дону, 2011. 272 с.
5. Black, H. Black’s Law Dictionary. With Pronunciations / H. Black. Abridged Sixth Edition. West Publishing Co, 1991. 1133 p.
6. Kerrigan, A. Recycling Fees & Russia's World Trade Woes / A. Kerrigan // Cornell Interna-tional Law Journal. 2013. Vol. 1. P. 54–57.
7. Linnenkoper, K. Car recyclers quizzed in anti-competition investigation / K. Linnenkoper // Recycling International. 2022. 21 March.
8. Numfor, S.A. A Review of Challenges and Opportunities for End‐of‐Life Vehicle Recycling in Developing Countries and Emerging Economies: A SWOT Analysis / S.A. Numfor, G.B. Omosa, Z. Zhang, K. Matsubae // Environmental Sustainability. 2021. Vol. 13. Iss. 9
9. Wang, M. Game-Theoretic Planning for Self-Driving Cars in Multivehicle Competitive Sce-narios / M. Wang, Z. Wang, J. Talbot, J.C. Gerdes // IEEE Transactions on Robotics. 2021. Vol. 37. Iss. 4. P. 1313–1325. DOI: 10.1109/TRO.2020.3047521.
10. Yu, J. Comparative Analysis of ELV Recycling Policies in the European Union, Japan and China: Analiza porównawcza regulacji dotyczących recyklingu ELV w Unii Europejskiej, Ja-ponii i Chinach / J. Yu, S. Wang, K.R.B. Serrona // Investigationes Linguisticae

Остальные статьи