Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
Аннотация
Статья посвящена анализу нормативного содержания текущих законодательных инициатив сферы здравоохранения. Автором делается акцент на том, что предлагаемые законодательные инициативы обращены к совершенствованию организации оказания медицинской помощи, обеспечению реализации прав медицинских работников на осуществление медицинской деятельности, но фактически «минуют» права пациентов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2025 |
Страницы | 60-64 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-4-60-64 |
Правоведами справедливо подмечается, что «стремительное и масштабное развитие законодательства в России за последние два десятилетия породило иллюзии о «вседоступности» законотворчества. Словосочетание «писать законы» стало распространенной юридической формулой, но его вряд ли можно признать правильным». Или, как писал в свое время Н.И. Шаклеин, «набирает силу и другая тенденция – принять федеральный закон сразу в трех «чтениях, не прислушиваясь при этом к мнению территорий и других заинтересованных лиц и организаций». Подобного рода суждения и сегодня не утратили былой актуальности. С момента принятия действующей Конституции РФ прошло более 30 лет, хочется уже осознавать, что численность принимаемых в нашей стране законов не подменяет (подрывает) качественность устанавливаемых в них правопорядков. Для любой правовой системы непременным свойством, ей присущей, является не только стабильность, но и преемственность правового регулирования, поскольку, как подмечает В.Н. Синюков, «не всегда оправданные ломки и нововведения дезориентируют граждан и правоприменителей, дестабилизируют правосознание населения, вносят сумятицу в юрисдикционный процесс».
Обращаясь непосредственно к анализу положений отраслевого законодательства на примере сферы здравоохранения, отметим, что Конституция РФ, провозглашая наше государство социальным (ст. 7), гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41). Эти базовые положения, собственно, сформировали действующую модель здравоохранения в нашей стране. До принятия действующего базового отраслевого Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) действовали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В свое время И.Г. Дудко указывал, что «ранее действующие Основы законодательства не достигли должной стабильности, федеральный законодатель «подправлял» их 26 раз». Действующий Закон № 323-ФЗ также стабильностью не отличается. С момента его принятия по состоянию на 1 марта 2025 г. он действует в 86 редакции. Не углубляясь в данную полемику о Законе № 323-ФЗ, обратимся к его отдельным нововведениям, нуждающимся в юридическом обосновании.
1. Согласно новеллам ст. 31 Закона № 323-ФЗ уточняется тем, что первая помощь является комплексом мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших, указывается, что лицами, обязанными оказывать первую помощь, помимо здесь же определенного перечня из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и пр., являются лица, определенные федеральными законами и иными нормативными актами. Исключаются положения об оказании первой помощи лицами, имеющими соответствующую подготовку, противоречащие относительно недавним новеллам 2022 года о самопомощи и взаимопомощи. В юридической литературе отмечается, что «прибытие скорой помощи на место происшествия всё чаще бывает запоздалым и безрезультатным. Следовательно, необходимо законодательно закрепить обязанность оказывать первую помощь всеми лицами, обладающими навыками по спасению людей». Вышеуказанные изменения Закона № 323-ФЗ, собственно, и ведут к формированию перечня лиц, обязанных оказывать первую помощь, разыскивать которых придется в значительном массиве нормативных правовых актов.
2. С 1 сентября 2024 года утратили силу положения п. 4–5 ст. 33 Закона № 323-ФЗ, определяющие отличительные особенности разновидностей первичной медико-санитарной помощи, а именно круг врачей и работников со средним медицинским образованием, которые оказывают различные виды медико-санитарной помощи.