Дата публикации: 26.05.2025

Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию

Аннотация

Статья посвящена анализу нормативного содержания текущих законодательных инициатив сферы здравоохранения. Автором делается акцент на том, что предлагаемые законодательные инициативы обращены к совершенствованию организации оказания медицинской помощи, обеспечению реализации прав медицинских работников на осуществление медицинской деятельности, но фактически «минуют» права пациентов.




Правоведами справедливо подмечается, что «стремительное и масштабное развитие законодательства в России за последние два десятилетия породило иллюзии о «вседоступности» законотворчества. Словосочетание «писать законы» стало распространенной юридической формулой, но его вряд ли можно признать правильным». Или, как писал в свое время Н.И. Шаклеин, «набирает силу и другая тенденция – принять федеральный закон сразу в трех «чтениях, не прислушиваясь при этом к мнению территорий и других заинтересованных лиц и организаций». Подобного рода суждения и сегодня не утратили былой актуальности. С момента принятия действующей Конституции РФ прошло более 30 лет, хочется уже осознавать, что численность принимаемых в нашей стране законов не подменяет (подрывает) качественность устанавливаемых в них правопорядков. Для любой правовой системы непременным свойством, ей присущей, является не только стабильность, но и преемственность правового регулирования, поскольку, как подмечает В.Н. Синюков, «не всегда оправданные ломки и нововведения дезориентируют граждан и правоприменителей, дестабилизируют правосознание населения, вносят сумятицу в юрисдикционный процесс».

Обращаясь непосредственно к анализу положений отраслевого законодательства на примере сферы здравоохранения, отметим, что Конституция РФ, провозглашая наше государство социальным (ст. 7), гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41). Эти базовые положения, собственно, сформировали действующую модель здравоохранения в нашей стране. До принятия действующего базового отраслевого Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) действовали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В свое время И.Г. Дудко указывал, что «ранее действующие Основы законодательства не достигли должной стабильности, федеральный законодатель «подправлял» их 26 раз». Действующий Закон № 323-ФЗ также стабильностью не отличается. С момента его принятия по состоянию на 1 марта 2025 г. он действует в 86 редакции. Не углубляясь в данную полемику о Законе № 323-ФЗ, обратимся к его отдельным нововведениям, нуждающимся в юридическом обосновании.

1. Согласно новеллам ст. 31 Закона № 323-ФЗ уточняется тем, что первая помощь является комплексом мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших, указывается, что лицами, обязанными оказывать первую помощь, помимо здесь же определенного перечня из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и пр., являются лица, определенные федеральными законами и иными нормативными актами. Исключаются положения об оказании первой помощи лицами, имеющими соответствующую подготовку, противоречащие относительно недавним новеллам 2022 года о самопомощи и взаимопомощи. В юридической литературе отмечается, что «прибытие скорой помощи на место происшествия всё чаще бывает запоздалым и безрезультатным. Следовательно, необходимо законодательно закрепить обязанность оказывать первую помощь всеми лицами, обладающими навыками по спасению людей». Вышеуказанные изменения Закона № 323-ФЗ, собственно, и ведут к формированию перечня лиц, обязанных оказывать первую помощь, разыскивать которых придется в значительном массиве нормативных правовых актов.

2. С 1 сентября 2024 года утратили силу положения п. 4–5 ст. 33 Закона № 323-ФЗ, определяющие отличительные особенности разновидностей первичной медико-санитарной помощи, а именно круг врачей и работников со средним медицинским образованием, которые оказывают различные виды медико-санитарной помощи.

Список литературы

1. Ганиев Т.Г. К вопросу о понятии первая помощь / Т.Г. Ганиев // Евразийский юридический журнал. 2021. № 12 (163). С. 200–202.
2. Дудко И.Г. Проблемы развития законодательства о здравоохранении в Российской Федерации / И.Г. Дудко // Социально-политические науки. 2011. № 1. С. 114–116.
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник для студентов медицинских вузов / Ю.П. Лисицын. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.
4. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию : монография / В.Н. Синюков. 2-е изд., доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2010. 672 с.
5. Солженицын А.И. Образованщина / А.И. Солженицын // Из-под глыб : сборник статей. Paris : YMCA-Press, 1974. С. 217–261.
6. Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2008. № 2 (134). С. 3–9.
7. Шалберкина М.Н. Разграничение полномочий органов публичной власти в обеспечении оказания населению доступной и качественной медицинской помощи : диссертация кандидата юридических наук / М.Н. Шалберкина. Москва, 2024. 217 с.

Остальные статьи