Дата публикации: 26.05.2025

К вопросу о юридической природе законодательного процесса субъектов Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена исследованию отдельных вопросов, связанных с пониманием юридической природы законодательного процесса субъектов Российской Федерации. Дается авторское определение законодательного процесса субъектов Федерации как формы государственно-управленческой деятельности, разновидность юридического и конституционного процесса. Показывается взаимосвязь законодательного процесса субъектов Федерации и федерального законодательного процесса. Раскрываются такие характеристики законодательного процесса субъектов Федерации, как конституционность, общегосударственный характер.




Законодательный процесс как теоретическую категорию и практическую деятельность необходимо понимать, прежде всего, как одну из важнейших форм общего процесса государственного управления. Вместе с тем, поскольку процесс государственного управления в современном мире всегда опирается на конституционные нормы и конституционное законодательство, можно сказать, что в этом смысле государственное управление – конституционный процесс (в широком смысле, т.е., процесс реализации государством своих управленческих функций с опорой на конституционные положения). Следовательно, законодательный процесс в таком качестве предстает как вид конституционного процесса. Необходимо исходить из его понимания как, во-первых, формы государственного управления, во-вторых, вида конституционного процесса.

Законодательный процесс субъектов Российской Федерации в настоящее время играет заметную роль в общем нормотворческом процессе российского государства и каждого российского региона. Законодательная деятельность уполномоченных органов и принятие собственных законов субъектами Российской Федерации является зримым признаком их конституционного статуса в качестве государственно-правовых образований и составных частей единого государства. Характеризуя законодательный процесс субъектов Федерации, необходимо отметить два важных обстоятельства. Во-первых, региональный законодательный процесс может быть полно и адекватно осмыслен только в сравнении с федеральным законодательным процессом; во-вторых, все ключевые особенности регионального законодательного процесса в конечном итоге так или иначе развивают и дополняют уже существующие на федеральном уровне основные принципы и процедуры.

Законодательный процесс субъектов Федерации, прежде всего, является разновидностью, с одной стороны, юридического процесса, а с другой – конституционного. В качестве вида юридического процесса региональному законодательному процессу (так же, как и федеральному) присущи все основные черты юридического процесса – стадийность, целенаправленность, последовательность, нормативная урегулированность, осуществление уполномоченными государственными органами и нацеленность на достижение юридически значимого результата.

В частности, нормативная урегулированность законодательного процесса субъектов Российской Федерации при этом означает, что в основе законодательной деятельности лежат процессуальные нормы, регулирующие те процессуальные отношения, которые возникают при принятии законов субъектов Российской Федерации; эти нормы закреплены в правовых актах российских субъектов.

Осуществление этой деятельности уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации в данном контексте предполагает ее известную автономию, поскольку законодательные органы субъектов России не подчинены напрямую Федеральному Собранию Российской Федерации. В этом смысле единство системы законодательной власти реализуется несколько иначе, нежели, к примеру, в системе исполнительной власти, которая отличается субординационностью и иерархичностью. Однако вместе с тем и назначение этой деятельности – разработка и принятие региональных законодательных актов – в свою очередь обусловливает и предполагает наделение законодательных органов субъектов Федерации соответствующей самостоятельностью.

Список литературы

1. Бекетова С.М. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ областей Центрального Черноземья) : диссертация кандидата юридических наук / С.М. Бекетова. Воронеж, 1999. 212 с.
2. Россинский Б.В. Исполнительная власть и государственное управление / Б.В. Россинский // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 7 (140). С. 24–38.
3. Чудаков М.Ф. Роль парламентов в конституционном процессе // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт : материалы научной конференции (г. Москва, 21–23 марта 2002 г.) : сборник научных статей / ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва

Остальные статьи