К вопросу о юридической природе законодательного процесса субъектов Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена исследованию отдельных вопросов, связанных с пониманием юридической природы законодательного процесса субъектов Российской Федерации. Дается авторское определение законодательного процесса субъектов Федерации как формы государственно-управленческой деятельности, разновидность юридического и конституционного процесса. Показывается взаимосвязь законодательного процесса субъектов Федерации и федерального законодательного процесса. Раскрываются такие характеристики законодательного процесса субъектов Федерации, как конституционность, общегосударственный характер.
Ключевые слова
- законодательный процесс
- Российская Федерация
- субъекты Федерации
- конституционный процесс
- юридический процесс
- закон субъекта Федерации
- конституционность законодательного процесса
- общегосударственный характер законодательного процесса
- субъекты законодательной инициативы
- высшее должностное лицо субъекта Федерации
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2025 |
Страницы | 43-46 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-4-43-46 |
Законодательный процесс как теоретическую категорию и практическую деятельность необходимо понимать, прежде всего, как одну из важнейших форм общего процесса государственного управления. Вместе с тем, поскольку процесс государственного управления в современном мире всегда опирается на конституционные нормы и конституционное законодательство, можно сказать, что в этом смысле государственное управление – конституционный процесс (в широком смысле, т.е., процесс реализации государством своих управленческих функций с опорой на конституционные положения). Следовательно, законодательный процесс в таком качестве предстает как вид конституционного процесса. Необходимо исходить из его понимания как, во-первых, формы государственного управления, во-вторых, вида конституционного процесса.
Законодательный процесс субъектов Российской Федерации в настоящее время играет заметную роль в общем нормотворческом процессе российского государства и каждого российского региона. Законодательная деятельность уполномоченных органов и принятие собственных законов субъектами Российской Федерации является зримым признаком их конституционного статуса в качестве государственно-правовых образований и составных частей единого государства. Характеризуя законодательный процесс субъектов Федерации, необходимо отметить два важных обстоятельства. Во-первых, региональный законодательный процесс может быть полно и адекватно осмыслен только в сравнении с федеральным законодательным процессом; во-вторых, все ключевые особенности регионального законодательного процесса в конечном итоге так или иначе развивают и дополняют уже существующие на федеральном уровне основные принципы и процедуры.
Законодательный процесс субъектов Федерации, прежде всего, является разновидностью, с одной стороны, юридического процесса, а с другой – конституционного. В качестве вида юридического процесса региональному законодательному процессу (так же, как и федеральному) присущи все основные черты юридического процесса – стадийность, целенаправленность, последовательность, нормативная урегулированность, осуществление уполномоченными государственными органами и нацеленность на достижение юридически значимого результата.
В частности, нормативная урегулированность законодательного процесса субъектов Российской Федерации при этом означает, что в основе законодательной деятельности лежат процессуальные нормы, регулирующие те процессуальные отношения, которые возникают при принятии законов субъектов Российской Федерации; эти нормы закреплены в правовых актах российских субъектов.
Осуществление этой деятельности уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации в данном контексте предполагает ее известную автономию, поскольку законодательные органы субъектов России не подчинены напрямую Федеральному Собранию Российской Федерации. В этом смысле единство системы законодательной власти реализуется несколько иначе, нежели, к примеру, в системе исполнительной власти, которая отличается субординационностью и иерархичностью. Однако вместе с тем и назначение этой деятельности – разработка и принятие региональных законодательных актов – в свою очередь обусловливает и предполагает наделение законодательных органов субъектов Федерации соответствующей самостоятельностью.