Конституционно-правовые проблемы формирования российской национальной идентичности в контексте противодействия враждебным информационным и идеологическим концептам
Аннотация
Статья посвящена проблематике формирования российской национальной идентичности в контексте противодействия враждебным информационным и идеологическим концептам и в контексте конституционно-правовой модернизации в современной России. Выявлена историческая преемственность современной конституционной формулы российской национальной идентичности, отмечена важность дополнения содержания российской национальной идентичности языковой идентичностью, формируемой на основе конституционного признания роли русского языка.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2025 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-4-15-18 |
Информация играет огромную роль в формировании личности. Справедливо сказанное и в отношении такой значимой части личностного бытия социальной идентичности, как гражданская идентичность, общероссийская национальная идентичность.
Система образования, средства массовой информации и многочисленные ресурсы сети «Интернет» – сегодня это три кита, на которые опирается формирование личности новой цифровой эпохи. И если в сфере просвещения система образования способна, хотя бы в некоторых предметных областях, уверенно выступить конкурентом двух других китов, то в сфере информационного воздействия на формирование социальной идентичности конкурентов у информационного пространства нет.
Информационная коммуникация порождает лавину информации, формирует множество смыслов, и, к сожалению, сегодня успешно отвоевывает преимущественное влияние на формирование личности не только у школы, с чем общество фактически смирилось, но и у семьи. Человек может сознательно избегать их воздействия, но по-настоящему это сегодня возможно только вне общества.
Да, именно информационные коммуникации и тотальная свобода информационных акторов уверенно занимают центральное место в названной выше триаде – семья, школа и цифровое пространство. Из информирующего оно превращается в формирующее.
Прямо или опосредовано акторы информационных коммуникаций влияют на формирование личности практически с рождения и не прекращают своего воздействия до самого конца её бытия.