Конституционно-правовые проблемы формирования российской национальной идентичности в контексте противодействия враждебным информационным и идеологическим концептам
Аннотация
Статья посвящена проблематике формирования российской национальной идентичности в контексте противодействия враждебным информационным и идеологическим концептам и в контексте конституционно-правовой модернизации в современной России. Выявлена историческая преемственность современной конституционной формулы российской национальной идентичности, отмечена важность дополнения содержания российской национальной идентичности языковой идентичностью, формируемой на основе конституционного признания роли русского языка.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 04/2025 |
| Страницы | 15-18 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-4-15-18 |
Информация играет огромную роль в формировании личности. Справедливо сказанное и в отношении такой значимой части личностного бытия социальной идентичности, как гражданская идентичность, общероссийская национальная идентичность.
Система образования, средства массовой информации и многочисленные ресурсы сети «Интернет» – сегодня это три кита, на которые опирается формирование личности новой цифровой эпохи. И если в сфере просвещения система образования способна, хотя бы в некоторых предметных областях, уверенно выступить конкурентом двух других китов, то в сфере информационного воздействия на формирование социальной идентичности конкурентов у информационного пространства нет.
Информационная коммуникация порождает лавину информации, формирует множество смыслов, и, к сожалению, сегодня успешно отвоевывает преимущественное влияние на формирование личности не только у школы, с чем общество фактически смирилось, но и у семьи. Человек может сознательно избегать их воздействия, но по-настоящему это сегодня возможно только вне общества.
Да, именно информационные коммуникации и тотальная свобода информационных акторов уверенно занимают центральное место в названной выше триаде – семья, школа и цифровое пространство. Из информирующего оно превращается в формирующее.
Прямо или опосредовано акторы информационных коммуникаций влияют на формирование личности практически с рождения и не прекращают своего воздействия до самого конца её бытия.
