Дата публикации: 26.05.2025

Публично-правовые образования: проблема встраивания в публично-правовой контекст

Аннотация

Субъекты права, получившие обозначение «публично-правовые образования», и отражение их бытия в законодательстве достаточно давно привлекают внимание ученых. Теории и практике формирования и функционирования таких образований посвящены десятки статей, а также монографические исследования. При всех различиях в глубине осмысления проблематики публично-правовых образований, широте их охвата, предметно-тематических акцентах и характере практических рекомендаций эти публикации в целом характеризуются единодушием в позитивном отношении к самой категории «публично-правовое образование». Настоящая статья представляет собой попытку придать дискуссии по данному поводу более критическую направленность.




Словосочетание «публично-правовое образование» используется в отечественной юриспруденции почти три десятилетия. Начало этому использованию было положено арбитражной практикой (так были обобщенно обозначены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования) и цивилистикой. Следом оперировать данным понятием начал и Конституционный Суд РФ, и специалисты в области конституционного права и иных отраслей публичного права.

Правда, сложно с полной уверенностью утверждать, что попытки дать конституционно-правовое или общее публично-правовое определение понятию, обозначаемому данным термином, увенчались внушительным успехом. Так, В.Е. Чиркин, являвшийся наиболее авторитетным, активным и последовательным сторонником использования в отношении государства и внутригосударственных территориальных единиц словосочетания «публично-правовое образование», пришел к следующей дефиниции: «Публично-правовое образование – это форма организации публичного коллектива на определенной территории, которая имеет публичную власть и использует ее для регулирования общественных отношений данного публичного коллектива, являющаяся юридическим лицом публичного права и несущая ответственность за действия (бездействия) своих органов и должностных лиц». Данное определение в целом понятно, но сконструировано не самым удачным образом: во-первых, вряд ли «форма» имеет власть, во-вторых, не вполне верно именовать саму эту форму юридическим лицом, в-третьих, «регулирование общественных отношений… публичного коллектива» требует указания на другую сторону этих отношений.

В сравнении с судами и учеными менее продолжительное время пользуется данным словосочетанием законодатель – около полутора десятилетий (публично-правовое образование, начиная с 2010 г., упоминается в Бюджетном кодексе РФ, с 2014 г. – в Гражданском кодексе РФ, с 2016 г. – в Градостроительном кодексе РФ, с 2017 г. – в Воздушном кодексе РФ, с 2018 г. – в Земельном кодексе РФ, с 2022 г. – в Налоговом кодексе РФ). В конституционном законодательстве о территориальном устройстве о публично-правовых образованиях говорится с 2014 г. (во всех пяти федеральных конституционных законах о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов).

Само по себе употребление в нормативных документах этого термина вызывает ряд сомнений. Прежде всего, упомянутое значение не является единственным. Но гораздо большую озабоченность вызывает широта распространения данного словосочетания в указанном выше значении без учета отраслевого контекста его использования. В конституционном праве, а равно в иных отраслях публичного права осталось незамеченным, что термин «публично-правовые образования» в смысле обобщения территориальных субъектов права по сути чужд публично-правовой логике. С конституционно-правовой, административно-правовой, финансово-правовой точек зрения к публично-правовым образованиям в принципе могут быть отнесены не только территориальные субъекты права, но и территориальные единицы, не обладающие правосубъектностью (административно-территориальные единицы, федеральные округа, военные округа, округа войск национальной гвардии, избирательные округа и участки, округа и участки референдума, судебные округа, районы и участки, кадастровые округа, районы, кварталы, участки и пр.), а также государственные и муниципальные органы, общественные и религиозные объединения, а равно некоммерческие организации, не попадающие в категорию таких объединений (в частности, адвокатские палаты и адвокатские образования, нотариальные палаты, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, публично-правовые компании), с международно-правовой – международные организации и их органы.

Список литературы

1. Пешин Н.Л. Проблемы правового регулирования развития городов-мегаполисов в Италии и России / Н.Л. Пешин, В.М. Никитина // Конституционное и муниципаль-ное право. 2016. № 2. С. 50–56.
2. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин // Журнал россий-ского права. 2005. № 5 (101). С. 16–26.
3. Чиркин В.Е. Территориальный публичный коллектив – сообщество и представи-тельная власть / В.Е. Чиркин // Представительная власть – XXI век: законодатель-ство, комментарии, проблемы. 2015. № 4 (139). С. 6–10.
4. Чиркин В.Е. Территориальная организация публичной власти : монография / В.Е. Чиркин. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2017. 205 с.
5. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование / В.Е. Чиркин. Москва : Норма : ИН-ФРА-М, 2011. 335 с.
6. Чиркин В.Е. О современной концепции публичной власти / В.Е. Чиркин // Государ-ство и право. 2016. № 2. С. 5–14.
7. Чиркин В.Е. Конституция и современные модели публичной власти: идеологемы и реалии / В.Е. Чиркин // Государство и право. 2011. № 6. С. 5–12.
8. Чиркин В.Е. Конституционная терминология : монография / В.Е. Чиркин. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2016. 270 с.
9. Чиркин В.Е. К вопросу о точности конституционной терминологии / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2011. № 2 (170). С. 63–73.
10. Суханов Е.А. Гражданский кодекс в хозяйственной практике/ Е.А. Суханов // Хо-зяйство и право. 1997. № 5. С. 78–89.
11. Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика / Т.А. Рабко // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 52–59.
12. Бабичев И.В. К вопросу о структуре территориального публичного коллектива (населения) муниципального образования и местных сообществ / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 51–59.
13. Нифанов А.Н. Территория Российской Федерации: конституционно-правовая тео-рия : диссертация доктора юридических наук / А.Н. Нифанов. Белгород, 2020. 454 с.
14. Мочалов А.Н. Территориальная автономия и права национальных меньшинств: международные стандарты / А.Н. Мочалов // Журнал российского права. 2017. № 10 (250). С. 121–132.
15. Ливеровский А.А. Субъект Российской Федерации в системе федеративной консти-туционной симметрии : диссертация доктора юридических наук / А.А. Ливеров-ский. Москва, 2003. 247 с.
16. Ливеровский А.А. Исторические и правовые особенности субъектного состава Рос-сийской Федерации / А.А. Ливеровский // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2001. № 1 (234). С. 63–86.
17. Лексин И.В. Федеральные территории в России: перспективы и проблемы реализа-ции конституционных нововведений / И.В. Лексин // Конституционное и муници-пальное право. 2021. № 8. С. 28–33.
18. Кузьмин А.Г. Юридические лица как субъекты конституционно-правовых отноше-ний : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.Г. Кузьмин. Челя-бинск, 2007. 31 с.
19. Костюков А.Н. Управление территориями опережающего развития и свободными портами Российской Федерации / А.Н. Костюков // Правоприменение. 2017. Т. 1. № 2. С. 46–53.
20. Дамдинов Б.Д. Внутригосударственные публично-территориальные образования: теоретические аспекты / Б.Д. Дамдинов // Сибирский юридический вестник. 2014. № 1 (64). С. 22–26.
21. Гриценко Е.В. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений / Е.В. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2 (69). С. 72–91.
22. Безруков А.В. Государственная и муниципальная власть в системе единой публич-ной власти России / А.В. Безруков // Государственная власть и местное самоуправ-ление. 2015. № 6. С. 23–28.

Остальные статьи