Репарации за рабство и работорговлю: международно-правовой аспект ответственности государств
Аннотация
В вопросе репараций за рабство и трансатлантическую работорговлю наиболее актуальным остается отсутствие юридического механизма ответственности государств, определение получателя компенсаций (потомки жертв данного преступления, государство). Решение данной проблемы осложняется отсутствием в международном праве норм, регулирующих данное явление, разногласиями в национальном праве государств, по-разному регулирующих данный вопрос, отсутствием единых подходов к пониманию вопроса и т.д. В статье рассматриваются международно-правовые и практические проблемы репараций за рабство и работорговлю, а также делается вывод о необходимости создания специальных процедур, регулирующих данной вопрос.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное уголовное право и международная юстиция № 02/2025 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2071-1190-2025-2-2-5 |
Введение
На Всемирной конференции ООН против расизма в 2001 г. было признано, что колониализм необходимо осуждать и предотвращать, а рабство и работорговлю считать преступлениями против человечности. Последствия трансатлантической работорговли до сих пор ощущаются потомками потерпевших и ведут к расизму, нетерпимости и дискриминации.
В 2005 г. в рамках Генеральной Ассамблеи ООН была принята Резолюция 60/147 «Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права». Данный документ носит рекомендательный характер, но, как и «Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния» (продолжением которого она, по сути, и является), имеет огромное значение для продвижения идеи репараций жертвам массовых нарушений прав человека. Резолюция содержит 27 пунктов, в которых очерчены пределы ответственности государств, дается определение жертв (к которым относятся и близкие родственники) и, что немаловажно, указывается, что «действие положений о сроке давности не должно распространяться на грубые нарушения международных норм в области прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права, которые являются преступлениями согласно международному праву» (п. 6). Пункт 22е содержит перечисление действий, которые можно считать сатисфакцией (меры, направленные на прекращение продолжающихся нарушений, проверка фактов и полное и публичное обнародование правды), куда относится и «принесение публичных извинений, в том числе признание фактов и ответственности».
Стоит отметить, что судебные разбирательства, касающиеся массовых нарушений прав человека в колониальный период, крайне редки (на международном уровне они отсутствуют вообще). Из национальных разбирательств можно отметить иски, инициированные ветеранами восстания Мау-Мау (колониальная Кения, 1952–1960) в британских судах. Ветераны утверждали, что британские правительственные войска применяли пытки против повстанцев. Великобритания отрицала свою ответственность, заявляя, что ответственность после получения независимости Кенией переходит к Кении и что насилие применяли и сами повстанцы. Данный аргумент был отвергнут судом, а в ходе разбирательства установлено, что колониальные власти были хорошо осведомлены о насилии и поощряли его применение. В итоге Великобритания согласилась выплатить 19,9 млн фунтов стерлингов 5228 лицам, пострадавшим от пыток. По словам Уильяма Хейга, министра иностранных дел в 2010–2014 гг., урегулирование данного спора должно послужить укреплению отношений между Великобританией и Кенией. Впрочем, Хейг отметил и «трудные и опасные условия», в которых британцы несли службу, а также роль британцев в создании институтов, «лежащих в основе сегодняшней Кении». По мнению Хейга, работорговля — это дело прошлого, и правительство не собирается брать на себя ответственность за эти деяния. «Вместо этого мы должны сосредоточиться на определении способов продвижения вперед, уделяя внимание общим глобальным вызовам, которые стоят перед нашими странами в XXI в.».