Дата публикации: 15.05.2025

Некоторые особенности правового механизма пенсионного обеспечения судей

Аннотация

Учитывая то обстоятельство, что пенсионное обеспечение судей, во-первых, выступает в роли предпосылки их независимости, а, во-вторых, опосредованно способствует повышению квалификации судейского сообщества за счет мотивации кадров к поступлению на службу и своевременной ротации, изучение указанной области нормативной регламентации требует совокупного анализа статуса судей в сфере социальной защиты, в том числе для выявления проблем, препятствующих реализации прав судей на достойное пенсионное обеспечение.




Не вызывает сомнений, что важнейшим условием независимости судей, необходимым для обеспечения подлинного действия принципа разделения властей и функционирования системы сдержек и противовесов, является предоставление государством гарантий достойного уровня материального обеспечения судей, в том числе по выходу на пенсию. Судьи должны быть уверены в завтрашнем дне, собственном материальном и социальном благополучии, которое сохранится за ними и после завершения карьеры. Кроме того, концептуально это является важнейшим инструментом предотвращения коррупционных проявлений. Поэтому предоставление судьям высокого уровня социальных гарантий является важнейшей предпосылкой эффективной организации и осуществления процесса отправления правосудия. Поэтому суть системы государственного пенсионного обеспечения судей связана с формированием гарантий обеспечения их гражданских прав на довольно высоком уровне, что создаст предпосылки уверенности в своем будущем. Кроме того, повышенные гарантии пенсионного обеспечения данных субъектов создают необходимую ротацию служащих, формируя предпосылки для обновления судейских кадров.

Представления о необходимости установления судьям повышенных гарантий носят общепризнанный характер во всех развитых странах. Например, судьи Верховного Суда США получают пенсию, размер которой равняется их прежнему размеру зарплаты. К числу требований (условий) законодатель относит не менее чем десятилетний стаж, который должен сочетаться и с возрастом выхода на пенсию следующим образом: судьи, выходящие на пенсию, должны проработать не менее 10 лет при условии, что сумма возраста судьи и стажа работы в Верховном Суде составляет 80. Презюмируется, что пожизненная пенсия в полном размере заработной платы побудила бы судей уйти на пенсию, а не пытаться служить в течение длительных периодов плохого состояния здоровья и потенциальной старости. Полагаем, что необходимость уделения государством особого внимания вопросу построения системы пенсионного обеспечения применительно к судьям не вызывает сомнений.

Однако сфера пенсионного обеспечения судей не лишена большого числа проблем и сложностей, например, по причине дискуссионности в вопросе признания и осуществления социальных прав российских судей. Непроработанность системы пенсионного обеспечения судей может иметь негативные последствия не только в отношении уровня жизни конкретных служащих, но и для реализации важнейших функций, присущих государству, — функций отправления правосудия.

На Российское государство в силу его социального характера налагаются довольно обширные обязательства, связанные с реализацией политики в данной сфере, обеспечивающей своим гражданам достойный уровень жизни. Безусловно, это касается всех без исключения российских граждан. Но следует учитывать дифференцированный подход, поскольку он является принципиальным положением системы социального обеспечения.

Актуальное законодательное регулирование в социально-обеспечительной сфере имеет свою историю становления и развития. Не секрет, что пенсия — самый актуальный вид социального обеспечения.

Список литературы

1. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь : в 86 томах. Т. 45 / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Санкт-Петербург : Типо-Литография И.А. Ефрона, 1898. 502 с.
2. Гумар Н.А. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения и виды пенсионных систем / Н.А. Гумар // Образование и право. 2021. № 10. С. 119–130.

Остальные статьи