Дата публикации: 15.05.2025

Влияние решений Конституционного Суда Российской Федерации на законотворческую и правоприменительную практику

Аннотация

Решения Конституционного Суда РФ, находящегося в одном ряду с федеральными органами государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ), оказывают значительное влияние на законотворческую и правоприменительную практику, которое проявляется через механизм конституционного регулирования и механизм обращений. Содержанием конституционного регулирования автор предлагает рассматривать выявление конституционно-правового смысла оспариваемых норм, временное регулирование и рекомендуемое регулирование. Способом достижения целей конституционного судопроизводства и одновременно механизмом реализации предоставленного Конституционному Суду РФ права на законодательную инициативу (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ») будут являться обращения Конституционного Суда РФ к государственным органам, направленные на преодоление законодательных дефектов, информирование их о тенденциях в судебном регулировании, актуальных направлениях совершенствования законодательства.




Приоритетной деятельностью Конституционного Суда РФ как органа конституционного правосудия является рассмотрение по жалобам граждан дел о проверке конституционности нормативных актов, примененных в конкретном деле. Его правовые позиции не только направлены на разрешение конкретного спора и восстановление нарушенных прав, но также обладают общерегулятивными свойствами, оказывают юрисдикционное воздействие на законодателя и правоприменителя. Воздействие Конституционного Суда на государственные органы и должностные лица связано с проверкой конституционности нормативных актов и проявляется через конституционное (судебно-доктринальное) регулирование. Конституционный Суд РФ, не вмешиваясь в прерогативы законодательной власти, задействует механизм конституционного регулирования для устранения нормотворческих дефектов (пробельность регулирования, неопределенность регулирования, несогласованность регулирования), оказания содействия в совершенствовании законодательства. Правовая основа конституционного регулирования определяется прежде всего особой государственно-правовой природой Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ), особой юридической силой актов в истолковании Конституционного Суда РФ (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»), а также обязанностью государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с принятым решением Конституционного Суда РФ (ст. 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).

Содержание конституционного регулирования, производное от решений Конституционного Суда РФ (выводимое из них), о правах и свободах человека и гражданина включает следующие элементы: выявление конституционно-правового смысла оспариваемых норм, временное регулирование и рекомендуемое регулирование. Выявление конституционно-правового смысла — самый распространенный элемент конституционного регулирования, встречается во всех решениях Конституционного Суда РФ. Временное регулирование есть регулирование, которое осуществляется до внесения изменений в законодательство, оно обуславливается требованиями предсказуемости законодательства и правоприменения, недопустимости их произвольных изменений, когда требуются сохранение разумной стабильности, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, когда у граждан есть возможность адаптироваться к новому правовому регулированию. Параметры временного регулирования призваны ориентировать законодателя при разработке вносимых изменений.

В ряде случаев признание конституционности или неконституционности оспариваемых положений сопряжено с исходящими от Конституционного Суда и адресованными иным государственным органам обращениями (рекомендациями) по оптимизации действующего регулирования (рекомендуемое регулирование). Сами обращения могут рассматриваться в качестве способа устранения нормотворческих дефектов, механизма реализации, предоставленного Конституционному Суду РФ права законодательной инициативы (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»), являются основополагающим ориентиром для законодательной и правоприменительной практики. Отсутствие подобных обращений со стороны органа конституционного правосудия препятствует восстановлению нарушенных законодателем конституционных прав. Во взаимоотношениях между законодательной и судебной ветвями власти Конституционный Суд РФ ориентируется на принцип сдержанности. Именно принцип конституционной сдержанности предопределяет преимущественное обращение к конституционно-правовому истолкованию оспариваемого положения, но не признание нормы не соответствующей Конституции РФ (подтверждение дисквалификации нормы).

Список литературы

1. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. Москва : Норма : Инфра-М, 2011. 544 с.
2. Должиков А.В. Средства юридической защиты при нарушении конституционных прав и конституционно-судебные рекомендации законодателю / А.В. Должиков // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 65–72.
3. Дудко И.А. «Нет ничего важнее мелочей», или Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ / И.А. Дудко // Сравнительное конституционное обозрение. 2024. Т. 33. № 1 (158). С. 183–206.
4. Зорькин В.Д. Конституционный контроль как фактор совершенствования российского законодательства / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 5. С. 86–102.

Остальные статьи