Российская Федерация как субъект гражданского процессуального правоотношения
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с определением характера и объема процессуальных прав и обязанностей государства как участника цивилистического судопроизводства. Отталкиваясь от правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, автор утверждает, что государство, участвуя в гражданских правоотношениях, реализует публичные интересы, интересы неограниченного круга лиц. В силу этого его процессуально-правовой статус должен регулироваться особыми процессуальными правилами, которые требуется включить в действующее процессуальное законодательство.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 05/2025 |
Страницы | 7-12 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-5-7-12 |
Проблематика, связанная с участием Российского государства в гражданском и арбитражном процессах в качестве заинтересованного лица, практически не обсуждается на страницах научной литературы. Действующие гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательства не содержат норм, посвященных каким-либо особенностям рассмотрения и разрешения гражданских дел с участием государства. Правда, в ст. 2 ГПК РФ и ст. 2 АПК РФ хотя бы сказано, что судопроизводство осуществляется в целях защиты прав, в том числе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Для сравнения: в ст. 3 КАС РФ речи о защите интересов государства вообще не идет. В ней закреплено, что задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
С таким подходом категорически нельзя согласиться. Защита интересов государства в сфере гражданской юрисдикции должна осуществляться с той же тщательностью, как и защита прав и интересов других субъектов права. Более того, эта цель должна быть приоритетной, поскольку в случае нарушения интересов государства последствия этого нарушения будут оказывать влияние на правовое положение всех без исключения членов российского общества. Р.Е. Гукасян справедливо отмечал, что «общественные интересы не могут быть противозаконными. Они всегда должны находиться под охраной права, государства. …Основная ошибка как в практической деятельности, так и в научных исследованиях состоит в том, что в качестве общественных (государственных) оцениваются (понимаются) интересы, которые таковыми не являются».
Начать следует с того, что Российская Федерация является полноправным субъектом гражданского права. Это прямо закреплено в ч. 1 ст. 2 ГК РФ, где сказано, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В статье 124 ГК РФ указано, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
Как писал В.М. Хвостов, «и государство может являться носителем частных прав: государство, как казна или фиск, обладает также имуществом и в своих отношениях по поводу этого имущества подлежит в развитом праве действию гражданско-правовых норм. В качестве субъекта публичного права государство стоит над частными лицами, а в качестве обладателя гражданских прав оно стоит рядом с ними». Другой выдающийся процессуалист дореволюционного периода Е.В. Васьковский гражданские дела, одной стороной которых выступает государство, действующее не как обладатель публичной власти, а как собственник спорного имущества, именовал «делами казны» и подчеркивал, что мировые сделки в них запрещены.