Квалифицированная юридическая помощь: попытка интерпретации
Аннотация
В статье поднимается проблема толкования понятия квалифицированной юридической помощи, право граждан на получение которой закреплено Конституцией РФ. Основываясь на общепринятом понимании слов, составляющих анализируемое понятие, автор приходит к выводу, что квалифицированность юридической помощи зависит от профессиональных навыков в области права лица, оказывающего такую помощь. В обоснование своих доводов автор приводит анализ судебного решения, комментируя оказанную сторонам юридическую помощь с точки зрения ее квалифицированности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 05/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-5-2-6 |
Квалифицированная юридическая помощь и гарантированное Декларацией прав и свобод человека и гражданина (ст. 37) и Конституцией РФ право на ее получение (ст. 48) являются предметом исследования многих ученых, но при этом единого мнения о содержательном аспекте такой помощи не выработано. При этом авторы в основном анализируют не само понятие «квалифицированная юридическая помощь», а исследуют содержание конституционного права на ее получение. В настоящее время нет и официального законодательного закрепления того, что следует понимать под квалифицированной юридической помощью, поэтому и единообразное осмысление содержания обязанности государства по обеспечению реализации права на ее получение до настоящего времени отсутствует.
Статья 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» называет адвокатскую деятельность квалифицированной юридической помощью. Однако толкование указанной нормы права позволяет заключить, что закон не раскрывает понятие квалифицированной юридической помощи, а дает определение адвокатской деятельности, представляющей собой юридическую помощь физическим и юридическим лицам, а, учитывая предъявляемые требования к получению статуса адвоката, называет такую юридическую помощь квалифицированной. Поэтому считать, что квалифицированная юридическая помощь — это только адвокатская деятельность, значит, применить иное толкование вышеназванной правовой нормы.
Основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи закреплены в ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», одной из целей которого является создание условий для реализации такого права. При этом из контекста п. 1 ч. 2 ст. 1 названного Закона следует, что квалифицированную юридическую помощь, оказываемую бесплатно, законодатель называет бесплатной юридической помощью.
Статья 6 этого же нормативного правового акта содержит перечень видов бесплатной юридической помощи, которые с учетом текста п. 1 ч. 2 ст. 1 анализируемого закона составляют содержание квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно. Однако речь в названной правовой норме явно идет не о том, что оказание перечисленных видов правовой помощи считается квалифицированной помощью, а о том, что лишь они оказываются бесплатно. Таким образом, законодатель обошел своим вниманием содержательный аспект квалифицированной юридической помощи, уклонившись от его официального толкования.
Кроме того, законодатель, предписывая, что бесплатную юридическую помощь могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, допускает и отсутствие такого образования (ст. 8), поскольку делает оговорку «если иное не предусмотрено федеральными законами». Полагаем, что эта оговорка означает необязательность в некоторых предусмотренных законом случаях именно высшего юридического образования, но не иного (неюридического) образования.