Дата публикации: 24.04.2025

Значение решений Конституционного Суда Российской Федерации для развития правового регулирования возмещения вреда окружающей среде

Аннотация

В статье исследуется комплекс решений Конституционного Суда Российской Федерации, в которых рассматривались вопросы правового регулирования возмещения вреда окружающей среде. Показано, что постановления и определения Конституционного Суда оказывают существенное влияние на процессы совершенствования экологического законодательства (как в природоресурсной, так и в природоохранной его части) и правоприменение. Отмечено, что не всегда правотворческие органы своевременно и исчерпывающим образом реагируют на отмеченные Конституционным Судом проблемы правового регулирования, положения законодательства, которые требуют уточнения и детализации для снятия возникающих вопросов. Один из таких случаев связан с включением в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» правила об учете произведенных расходов на устранение вреда окружающей среде при исчислении его размера по таксам и методикам. Сделан вывод о необходимости учета при развитии экологического законодательства всего комплекса обоснований, которые положены в основу принятия решения Конституционным Судом по конкретной проверке законодательства.




Нормы о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, образуют один из базовых институтов экологического права. Особый порядок исчисления размера такого вреда, закрепление принципов его возмещения нашли отражение в эколого-правовом регулировании с самого начала формирования законодательства об охране окружающей среды. Так, В.В. Петровым особенности возмещения вреда окружающей среде, установленные Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (ныне утратил силу), рассматривались в числе новелл юридической ответственности.

Существенные изменения в рассматриваемом правовом институте произошли с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды). Вновь привнесенные правовые конструкции критиковались научной общественностью с разных позиций с момента их закрепления. Именно с этого времени в экологическом законодательстве присутствуют установления, содержательно противоречивые, создающие правовую неопределенность в основных вопросах возмещения вреда окружающей среде – исчисления его размера и выбора формы его возмещения.

Некоторые из поднятых в науке и правоприменительной практике юридических проблем возмещения вреда окружающей среде получили оценку в процессе принятия решений Конституционным Судом Российской Федерации (далее – Конституционный Суд). Влияние этих решений на развитие экологического законодательства в целом обусловлено определением их юридической силы и последующих мер, которые обязательны для государственных органов и должностных лиц, принявших соответствующий нормативный правовой акт. Так, согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» признание нормативного акта не соответствующим Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) полностью или частично влечет за собой отмену указанными государственными органами и должностными лицами такого акта, а также решение о внесении необходимых изменений, дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции в определенном истолковании. Причем в ст. 80 названного федерального конституционного закона перечислены конкретные организационно-правовые меры, позволяющие устранить пробелы и противоречия в правовом регулировании, которые, в сущности, следует рассматривать как фактически послужившие признанию акта не соответствующим Конституции полностью или частично либо соответствующим ей лишь в определенном истолковании.

Таким образом, Конституционный Суд, рассматривая акты экологического законодательства на предмет установления их соответствия Конституции, решая вопрос их надлежащего истолкования, неизбежно влияет на направления и качество правового регулирования экологических отношений. В этом аспекте особенно важное значение имеют решения Конституционного Суда, в которых прямо очерчена возможность совершенствования правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и даже определены некоторые к этому подходы. Часть из таких положений Конституционного Суда легла в основу состоявшегося внесения изменений и дополнений в экологическое законодательство, другие необходимо рассматривать как определение перспективных направлений развития данной отрасли законодательства.

Список литературы

1. Бринчук М.М. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика / М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик // Государство и право. 2003. № 3. С. 38–39.
2. Игнатьева И.А. Развитие правового регулирования возмещения вреда окружающей среде как упрощение природоохранной концепции / И.А. Игнатьева // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2022. Т. 17. № 3. С. 83–114.
3. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России / под редакцией В.П. Ворфоломеева, В.В. Петрова. Москва : Республика, 1993. 221 с.
4. Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона «Об охране окружающей природной среды») / В.В. Петров // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. № 3. С. 3–13.
5. Правовое регулирование возмещения экологического вреда : научно-практическое пособие / С.А. Боголюбов, Е.С. Болтанова, М.М. Бринчук [и др.] ; ответственный редактор Н.В. Кичигин. Москва : ИНФРА-М, 2017. 366 с.
6. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды : учебник / В.В. Петров, С.Б. Байсалов, Я.Я. Страутманис [и др.] ; под редакцией В.В. Петрова. Москва : Юридическая литература, 1988. 510 с.

Остальные статьи