Использование правовой конструкции траста в связи с имплементацией Общего стандарта отчетности ОЭСР
Аннотация
В настоящей статье рассматривается вопрос о месте и роли правовой конструкции траста в связи с имплементацией Общего стандарта отчетности ОЭСР в национальное право участвующих юрисдикций, среди которых страны Востока и Запада. Уточняется, что данный международный стандарт распространяется лишь на трасты, являющиеся подотчетными финансовыми институтами и нефинансовыми учреждениями, которые имеют подотчетные счета. Отмечается, что среди них пассивные нефинансовые учреждения представляют собой наиболее высокий риск уклонения от уплаты налогов. Анализ начинается с теоретических положений о трастах, после чего делается переход к их правовому регулированию в контексте Общего стандарта отчетности ОЭСР. Далее приведены критерии квалификации трастов как подотчетных финансовых институтов и нефинансовых учреждений. В статье указаны алгоритмы предоставления отчетности для трастов, являющихся подотчетными финансовыми институтами и нефинансовыми учреждениями, продемонстрированы различия между ними. В завершение сделан вывод о наличии пробелов в Общем стандарте отчетности ОЭСР и связанном с ним Практическом руководстве по имплементации. Также сформулирован ряд вопросов, от ответов на которые будет зависеть эффективность правового регулирования трастов в контексте автоматического обмена информацией о финансовых счетах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 02/2025 |
Страницы | 82-95 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-2-82-95 |
Одним из ключевых вопросов в контексте автоматического обмена информацией является использование правовой конструкции траста. Этому вопросу, среди прочих источников, посвящена глава 6 («Регулирование трастов в связи с Общим стандартом отчетности») второго издания Практического руководства по имплементации стандарта автоматического обмена финансовой информацией по налоговым вопросам (далее — Практическое руководство), опубликованного в апреле 2018 г. Данное Практическое руководство разработано в дополнение ко второму изданию «Стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах по налоговым вопросам» (далее — Стандарт), опубликованному в конце марта 2017 г.
И хотя ОЭСР, включающая на настоящий момент 38 стран-членов, преимущественно ассоциируется с Западом, невозможно отрицать тот факт, что ее участниками являются и страны Востока, а международные стандарты, разрабатываемые этой международной организацией, имплементированы в национальное законодательство как западных, так и восточных государств. В частности, Общий стандарт отчетности по состоянию на 7 марта 2024 г. имплементирован или планируется к имплементации в национальное законодательство 125 юрисдикций, почему они и именуются участвующими.
Однако инициативы ОЭСР не ограничиваются лишь международными стандартами. Есть целый ряд принимаемых в связи с ними разъяснений и рекомендаций, которые тоже следует принимать во внимание. Примером таковых является исследуемое Практическое руководство. Проанализировав его, Дэвид Керцнер и Дэвид Чедикофф отметили: «Профессионалам, дающим консультации по частным трастам, рекомендуется предупредить клиентов о потенциально инвазивном характере новых правил отчетности, применимых к учредителям траста, доверительным управляющим, протекторам трастов, а также выгодоприобретателям, для того чтобы любая отчетность была предоставлена надлежащим образом».
По общему правилу Общий стандарт отчетности применим к трастам в двух случаях: (1) когда траст является подотчетным финансовым институтом (Reporting Financial Institution); (2) когда траст является нефинансовым учреждением (Non-Financial Entity, NFE), владеющим финансовым счетом, открытым в подотчетном финансовом институте.
Как отмечает Росс МакГилл, «все финансовые институты для целей Общего стандарта отчетности делятся на: (1) подотчетные и (2) неподотчетные. Неподотчетные финансовые институты включают, среди прочего, траст, доверительный управляющий которого является подотчетным финансовым институтом и предоставляет всю информацию, требуемую в соответствии со ст. I, в отношении всех подотчетных счетов траста (ст. VIII B. 1(e))».
Согласно комментарию к подпараграфу B(1)(e) ст. VIII, такой траст обозначается термином «траст, задокументированный доверительным управляющим» (trustee-documented trust). Особенностью этого траста является переложение обязанности по предоставлению отчетности и проведению комплексной правовой проверки на доверительного управляющего. Например, согласно параграфу D ст. II, подотчетные финансовые институты могут нанимать поставщиков услуг (service providers), для того чтобы последние осуществляли за них предоставление отчетности и проведение комплексной правовой проверки. Между тем в ситуации с поставщиками услуг рассматриваемая обязанность сохраняется за подотчетными финансовыми институтами, то есть не происходит ее переложения.