Особенности применения мер нетарифного регулирования в торговле между Россией и странами БРИКС: вызовы и возможности
Аннотация
В статье рассматриваются меры нетарифного регулирования как правовой инструмент наращивания торговых связей и укрепления сотрудничества в рамках БРИКС. Создание гармонизированных требований к изготавливаемой продукции будет являться юридическим стимулом для развития совместных промышленных и инвестиционных проектов, повышать региональную связанность за счет понятных процедур проверки соответствия товаров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 02/2025 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-2-74-81 |
В условиях глобализации и растущей интеграции экономик важность адаптации торговых правил становится очевидной. Особенности нетарифного регулирования, такие как квоты, лицензии и технические барьеры, представляют собой не только вызовы, но и возможности для укрепления сотрудничества и улучшения торгового баланса. Это порождает различные вызовы: от необходимости соответствия международным стандартам до адаптации внутренней правовой базы к требованиям, выдвигаемым партнерами. Однако нетарифное регулирование также может служить источником конфликтов и торговых споров. Например, слишком строгие требования к сертификации и лицензированию могут восприниматься как барьеры для доступа на рынок. Поэтому важно, чтобы все государства — участники БРИКС активно работали над упрощением процедур и обменом опытом, что, в свою очередь, содействует созданию более прозрачной и предсказуемой торговой среды. Таким образом, успешная реализация мер нетарифного регулирования требует не только понимания внутренних особенностей каждой страны, но и наличия желания к сотрудничеству на многостороннем уровне. Это создает уникальные возможности для укрепления взаимной зависимости и расширения торговых потоков, что в конечном итоге может привести к более устойчивому и сбалансированному экономическому развитию стран БРИКС.
Меры нетарифного регулирования представляют собой инструменты, которые государства используют для управления торговлей и защиты внутреннего рынка без установления прямых тарифов. Эти меры могут включать квоты, лицензии, санитарные и фитосанитарные нормы, обязательные стандарты качества, а также различные технические регламенты.
Традиционно разделяется установление запретов и ограничений экономического характера, к которым относятся лицензирование, квотирование и т.д., и ограничений неэкономического характера, под которыми подразумеваются ограничения на ввоз, связанные с обязательным подтверждением соответствия товаров установленным стандартам и требованиям.
Российская Федерация является государством — членом Евразийского экономического союза, что подразумевает передачу части государственных полномочий по установлению мер нетарифного регулирования, включая техническое регулирование, на наднациональный уровень, а именно Евразийской экономической комиссии. В этой части в рамках Евразийского экономического союза действуют технические регламенты ЕАЭС. Правом Союза также допускается введение мер нетарифного регулирования по неэкономическим причинам, связанным с «национальными интересами», такими как соблюдение общественной морали или правопорядка, защита жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды, животных и растений, сохранение культурных ценностей, обеспечение обороны и безопасности и др. (п. 38 Приложения № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).
Кроме того, все государства — члены ЕАЭС вправе вводить нетарифные меры в рамках внешней торговли с третьими странами в случаях, предусмотренных правом Союза. В Российской Федерации вопросы нетарифного регулирования закреплены в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Государствами — членами БРИКС также широко используются такие меры нетарифного регулирования, как лицензирование импорта, сертификация продукции, квоты, технические барьеры.