Законодательство КНР о подсудности народным судам гражданских и торговых споров с иностранным участием
Аннотация
В статье на основе анализа последней редакции Гражданского процессуального кодекса 2023 г., разъяснений Верховного суда, а также общей характеристики судебной системы КНР представлен анализ правового механизма определения подсудности гражданских и торговых споров с иностранным участием народным судам Китая. Обращается внимание на необходимость более пристального внимания к возможности рассмотрения споров с участием российских лиц в государственных судах Китая в современных условиях интенсификации российскокитайских торговых отношений. Делается вывод, что изменения, произошедшие в китайском праве в последние годы в сфере определения подсудности, направлены на повышение эффективности гражданских и торговых разбирательств с иностранным участием, лучшую защиту законных прав и интересов истцов, а также обеспечение суверенитета, безопасности и интересов развития Китая.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 02/2025 |
Страницы | 42-53 |
DOI | 10.18572/3034-2953-2025-2-42-53 |
При заключении и осуществлении международных торговых и экономических связей нельзя исключать возможность возникновения споров между их участниками. Поэтому уже в ходе переговоров о заключении контрактов стороны должны решить вопрос о процедуре их рассмотрения в будущем. При этом необходимо иметь в виду, что в различных странах существуют свои особенности как в отношении условий осуществления внешнеторговой и другой экономической деятельности, так и в части юридических условий и способов защиты прав и законных интересов иностранных лиц на их территории.
Так, например, правовая культура Китая при рассмотрении споров с иностранным участием, как и между самими китайскими резидентами, исходит из приоритетности использования сторонами медиации и арбитража, а не формальных процедур государственных судов. Кроме того, на сегодняшний день в КНР возможность доступа к государственной судебной системе со стороны иностранных юристов существенно ограничена нормами процессуального права Китая и исходит из необходимости участия в судебном заседании китайского адвоката. В литературе также отмечается ряд дополнительных причин, определяющих преимущества рассмотрения торговых и экономических споров с иностранным участием в арбитражных центрах и комиссиях КНР.
Несмотря на эти обстоятельства, использованием возможности рассмотрения споров с участием российских лиц в государственных судах Китая на стоит пренебрегать. Это связано как с неуклонным ростом объема торговли между нашими странами, достигшим в 2024 г. рекордного уровня в 244,8 млрд долл. США, так и с прочным лидерством КНР среди торговых партнеров России, на долю которой в настоящее время приходится более трети российской внешней торговли. При таком масштабе экономического взаимодействия России и Китая в целях обеспечения его дальнейшего роста и повышения эффективности должны использоваться все имеющиеся в распоряжении сторон правовые механизмы рассмотрения споров. Кроме того, государственная судебная система Китая, как и России, практически всегда задействуется при приведении в исполнение на территории этих стран решений международных арбитражных органов.
Не стоит забывать и о том, что в последнее время количество торговых и экономических споров с иностранным участием, рассматриваемых судами Китая, имеет явно выраженную тенденцию к росту. Так, например, согласно Отчету о работе Верховного народного суда КНР за 2023 г., представленному на рассмотрение Второй сессии 14-го Всекитайского собрания народных представителей 8 марта 2024 г., в указанный период государственными судами этой страны было рассмотрено 24 тыс. такого рода дел, что оказалось на 3,6% больше, чем в 2023 г..
Указанные соображения обусловливают необходимость более пристального внимания российских исследователей и деловых кругов к изучению нормативно-правовых актов Китая, определяющих условия и порядок рассмотрения его судами дел с иностранным участием, а также их деятельность по исполнению на территории КНР решений судов других государств. Ключевое значение для характеристики этих механизмов и процедур имеет правильное представление о правилах определения подсудности таких споров государственным судам Китая различного уровня, чему и посвящена настоящая работа. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению указанной проблемы более подробно, необходимо кратко остановиться на характеристике структуры судебной системы КНР в целом.