Дата публикации: 22.05.2025

Особенности современного исламского права

Аннотация

В статье анализируются характерные черты исламского права, действующего в настоящее время. Развитие правовых систем мусульманских стран привело к формированию современного исламского права, главная особенность которого заключается в специфике его связей с государством. В результате кодификации фикха роль основного источника исламского права стала переходить от доктрины к нормативно-правовому акту. Cуды потеряли право на иджтихад, который сосредоточился главным образом в руках законодателя. В настоящее время именно он решает, какие положения шариата и в какой форме приобретают характер юридических предписаний, т.е. становятся исламским правом. Его характерной чертой является решающая роль законодательства и суда в юридической трактовке шариата и фикха, определении их места в правовой системе. Современное исламское право представляет собой комплекс юридических норм, принципов и институтов, источником которых являются положения шариата и выводы фикха, получившие признание и поддержку государства главным образом в законодательной форме и применяемые судом.




Исламское право представляет собой систему генетически и идейно восходящих к шариату юридических норм, основанных на выводах фикха и опирающихся в своем действии на поддержку государства. Шариат выступает общим идеологическим источником исламского права. Связующим звеном между ними является фикх в его двух значениях — как исламской науки о правилах внешне выраженного поведения людей и системы самих этих норм.

 Анализ современных правовых систем мусульманских стран ставит ряд вопросов, касающихся нынешнего состояния исламского права. В настоящее время есть основания говорить о формировании своего рода современного исламского права, принципы и содержание которого ориентируются на исходные начала традиционного фикха, а форма испытывает глубокое влияние европейской правовой традиции. Одна из главных особенностей этого феномена заключается в специфике его связей с государством в сравнении с его традиционным вариантом. Речь идет об отражении в действующем сегодня исламском праве качественного изменения взаимодействия фикха с судебной и законодательной властью государства.

 В течение многих веков единственным юридическим источником исламского права выступала доктрина, к выводам которой обращались шариатские суды и иные институты правосудия в поиске решений рассматриваемых ими споров. При этом суды обладали правом с помощью иджтихада — рационального толкования многозначных предписаний Корана и Сунны или формулирования правил по вопросам, относительно которых эти источники хранят молчание, — достаточно свободно выбирать нужную норму фикха из многих его выводов, исходя из характера рассматриваемого дела и потребностей практики. Законодательные органы исламского государства в целом существенно не влияли на пределы судейского усмотрения. В крайнем случае власть в той или иной форме предписывала судьям следовать положениям определенного толка фикха.

 Однако, начиная с последней четверти XIX в., когда в 1869–1876 гг. вступила в силу Маджалла — гражданский и гражданский процессуальный кодекс Османской империи, представлявший собой кодификацию выводов ханафитского толка фикха, роль юридического источника исламского права стала переходить к нормативном правовому акту. Государство в лице законодательных органов взяло на себя ведущую роль в определении места исламского права в правовой системе конкретной страны, его формы и в существенной степени даже содержания. Такая трансформация была закреплена самим указанным актом, ст. 1801 которого предусматривала, что в случае выбора законодателем из многих выводов фикха по конкретному вопросу одного, оцениваемого как наиболее предпочтительного, судьи при вынесении решений не могут обращаться к иным его положениям.

 С этого момента функция определения тех положений шариата и фикха, которые станут источниками исламского права, стала постепенно отходить от суда к законодательной власти. Одновременно изменялись смысл и назначения иджтихада. До принятия Маджаллы его осуществлял суд, что было одной из ведущих черт традиционного исламского права. Но с вступлением в силу указанного акта суды практически потеряли право на иджтихад, который сосредоточился главным образом в руках законодателя. В настоящее время преимущественно именно он решает, какие положения шариата и выводы фикха и в какой форме приобретают характер юридических предписаний, т.е. становятся исламским правом. Все его основные черты определяются законодательством и зависят от форм нормативного закрепления конкретных предписаний шариата.

Список литературы

1. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право: взаимодействие религиозных и юридических начал / Л.Р. Сюкияйнен // Дорога науки : сборник статей в честь 80-летия академика М.Б. Пиотровского / редакторы : Н.Н. Дьяков, А.В. Немировская, О.И. Редькин, А.А. Родионов ; ответс
2. Сюкияйнен Л.Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 205–222.
3. Сюкияйнен Л.Р. Фикх — источник современного права в арабских странах / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 222–245.
4. Аль-Кабаши Аль-Макашифи Таха. Претворение исламского шариата в Судане: правда и сомнения. Каир, 1986 (на араб. яз.).
5. Бахбахани А. Исламский шариат между конституцией и законом / А. Бахбахани // Аль-Кабас. Эль-Кувейт. 05.04.2016 (на араб. яз.).
6. Государство Кувейт. Министерство вакфов и исламских дел. Управление фетв. Сверкающие жемчужины из кувейтских фетв. Ч. 10. Эль-Кувейт, 2015. С. 249–252 (на араб. яз.).
Остальные статьи