Дата публикации: 15.05.2025

Понятие партисипативной демократии в практике органов конституционного контроля

Аннотация

В статье делается попытка определить понятие партисипативной демократии на основе анализа практики органов конституционного контроля. Детально рассматриваются решения Конституционных Судов РФ, Испании и Боливии, Верховного Суда Сальвадора.




Традиционным предметом конституционного закрепления является право граждан участвовать в осуществлении публичной власти. При этом такое участие может означать принятие гражданами решений непосредственно (прямая демократия), или через своих представителей (представительная демократия). Также сюда относятся иные разнообразные формы, например, такие как законодательная (правотворческая) инициатива граждан, общественный контроль, различные консультации с населением перед принятием властных решений. Названные формы зачастую охватываются понятием «партисипативная демократия».

Данное понятие встречается в законодательстве и практике органов конституционного контроля разных государств, в особенности, Латинской Америки, а также Испании и Португалии. Однако, если прямая и представительная демократия понимаются в целом вполне определенно, то о едином понимании партисипативной демократии вряд ли можно говорить. Задача настоящего исследования - выявить, как устанавливаются ее пределы в практике органов конституционного контроля ряда государств.

Акцент ставится именно на пределах потому, что, для понимания сути какого-либо понятия представляется необходимым установить четкую границу между явлениями, которые относятся к нему, и теми, что к нему не относятся. Применительно к конституционно-правовым понятиям, такие пределы представляется целесообразным искать в практике органов конституционного контроля. Если в текстах конституций, во избежание казуальности, зачастую используются наиболее общие формулировки, то органы конституционного контроля рассматривают конституционные нормы в ситуации спора об их сути и содержании, зачастую требующего сделать вывод о том, применимы ли конституционные гарантии к рассматриваемым отношениям или нет. Поэтому в практике таких органов логичнее всего искать критерии, позволяющие отграничить виды деятельности, подлежащие конституционно-правовой защите в качестве форм партисипативной демократии от тех, что относятся к иным видам демократии.

Большая часть рассмотренных решений, впрочем, лишь подтверждает необходимость развития партисипативной демократии, не задаваясь вопросом о границах ее применения. Однако, в практике Конституционных Судов Испании и Боливии, Верховного Суда Сальвадора имеются решения, в которых делается попытка определить данные пределы. Для этой цели используется целый ряд критериев: сфера использования, способ участия граждан (прямое или опосредованное участие), юридические последствия применения форм участия.

Список литературы

1. Руденко В.Н. Формы алеаторной демократии: генезис и развитие / В.Н. Руденко // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18. № 4. С. 97–125.
2. De Sousa Santos B. Orçamento Participativo em Porto Alegre: para uma democracia redistributiva / B. de Sousa Santos // Democratizar a democracia: os caminhos de democracia participativa / org. B. de Sousa Santos. Rio de Janeiro : Civilisação Brasilera, 20
3. Nárdiz, A.R. La democracia participativa como elemento del modelo democrático del siglo XXI / A.R. Nárdiz // ADVOCATUS. 2014. Vol. 23. P. 117–131.

Остальные статьи