Предоставление субсидий субъектам предпринимательской деятельности из бюджетов: баланс публичных и частных интересов в бюджетном праве
Аннотация
В статье анализируются правовые позиции, высказанные в Определении Конституционного Суда РФ от 23 июня 2022 г. № 1479-О относительно порядка предоставления стимулирующих субсидий субъектам предпринимательской деятельности из бюджетов. Актуальность проблематики возрастает в связи с тем, что бюджетные субсидии в условиях ужесточения денежно-кредитной политики становятся основным финансовым ресурсом для субъектов предпринимательской деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 02/2025 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2025-2-16-20 |
Использование юридической конструкции соглашений о предоставлении субсидий из бюджетов позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в форме предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе для решения публично значимых задач. С учетом текущего периода действия высокой ключевой ставки, огранивающего доступ субъектов предпринимательской деятельности к кредитным ресурсам, бюджетные субсидии все больше приобретают характер одного из ключевых альтернативных способов финансирования предпринимательской деятельности.
Общие нормы, определяющие процедуру предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, содержатся в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Требования к региональным и муниципальным нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из региональных и местных бюджетов, закреплены постановлением Правительства Российской Федерации.
В Определении от 23 июня 2022 г. № 1479-О, принятом в связи с жалобой индивидуального предпринимателя Г.В. Белозеровой, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о моменте возникновения субъективного права на получение субъектом предпринимательской деятельности субсидии из бюджета, представил системный взгляд по вопросам о порядке предоставления указанной формы государственной поддержки.
Как следовало из материалов указанной жалобы, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 мая 2016 г. № 185 утверждено Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике (далее – Положение о предоставлении субсидии). Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 сентября 2018 г. № 378 (далее – Постановление № 378) в это Положение внесены изменения, в том числе в части уменьшения размера предоставляемой субсидии.
Индивидуальный предприниматель Г.В. Белозерова 15 августа 2016 г. заключила договор подряда на выполнение строительных работ, по результатам которых 26 декабря 2017 г. введен в эксплуатацию животноводческий объект, право собственности на который зарегистрировано 16 января 2018 г. Спустя более восьми месяцев, 26 сентября 2018 г., индивидуальный предприниматель обратилась в уполномоченный орган (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики) с заявкой на предоставление субсидии.