Дата публикации: 15.05.2025

Предоставление субсидий субъектам предпринимательской деятельности из бюджетов: баланс публичных и частных интересов в бюджетном праве

Аннотация

В статье анализируются правовые позиции, высказанные в Определении Конституционного Суда РФ от 23 июня 2022 г. № 1479-О относительно порядка предоставления стимулирующих субсидий субъектам предпринимательской деятельности из бюджетов. Актуальность проблематики возрастает в связи с тем, что бюджетные субсидии в условиях ужесточения денежно-кредитной политики становятся основным финансовым ресурсом для субъектов предпринимательской деятельности.




Использование юридической конструкции соглашений о предоставлении субсидий из бюджетов позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в форме предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе для решения публично значимых задач. С учетом текущего периода действия высокой ключевой ставки, огранивающего доступ субъектов предпринимательской деятельности к кредитным ресурсам, бюджетные субсидии все больше приобретают характер одного из ключевых альтернативных способов финансирования предпринимательской деятельности.

Общие нормы, определяющие процедуру предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, содержатся в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Требования к региональным и муниципальным нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из региональных и местных бюджетов, закреплены постановлением Правительства Российской Федерации.

В Определении от 23 июня 2022 г. № 1479-О, принятом в связи с жалобой индивидуального предпринимателя Г.В. Белозеровой, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о моменте возникновения субъективного права на получение субъектом предпринимательской деятельности субсидии из бюджета, представил системный взгляд по вопросам о порядке предоставления указанной формы государственной поддержки.

Как следовало из материалов указанной жалобы, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 мая 2016 г. № 185 утверждено Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике (далее – Положение о предоставлении субсидии). Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 сентября 2018 г. № 378 (далее – Постановление № 378) в это Положение внесены изменения, в том числе в части уменьшения размера предоставляемой субсидии.

Индивидуальный предприниматель Г.В. Белозерова 15 августа 2016 г. заключила договор подряда на выполнение строительных работ, по результатам которых 26 декабря 2017 г. введен в эксплуатацию животноводческий объект, право собственности на который зарегистрировано 16 января 2018 г. Спустя более восьми месяцев, 26 сентября 2018 г., индивидуальный предприниматель обратилась в уполномоченный орган (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики) с заявкой на предоставление субсидии.

Список литературы

1. Административное право зарубежных стран : учебник / А.Н. Козырин, М.А. Штатина, А.Б. Зеленцов [и др.] ; под редакцией А.Н. Козырина, М.А. Штатиной. Москва : Спарк, 2003. 462 с.
2. Гаджиев Г.А. Предприниматель – налогоплательщик – государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации : учебное пособие / Г.А. Гаджиев, С.Г. Пепеляев. Москва : ФБК-Пресс, 1998. 592 с.
3. Запольский С.В Промышленные субсидии – публично-правовой инструмент управления / С.В. Запольский, Е.Л. Васянина // Право и экономика. 2020. № 10 (392). С. 22–31.
4. Налоговое право : учебник для вузов / под редакцией С.Г. Пепеляева. Москва : Альпина Паблишер, 2016. 800 с.
5. Старилов Ю.Н., Давыдов К.В. Административный договор в системе государственного управления: назначение, правовые условия, виды // Административное право и процесс. 2013. № 5. С. 4–9.

Остальные статьи