Право быть выслушанным судом как гарантия доступа к правосудию в России
Аннотация
Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с обеспечением права быть выслушанным судом. Автор обосновывает точку зрения, согласно которой данное правомочие является важной и существенной гарантией доступа к правосудию и реализации права на справедливый суд и судебную защиту. Право быть выслушанным в суде не следует толковать упрощенно и буквально, понимая под ним якобы гарантированную законом возможность неограниченной судебной риторики, абстрактных и не относящихся к делу рассуждений, рассчитанных на внешний эффект для непросвещенной публики. Доказательства по делу и пояснения сторон направлены на то, чтобы оказать надлежащее воздействие на мнение суда, которое выражается в текущих процессуальных и окончательных судебных решениях. Для эффективного достижения этой цели правообладателям в подавляющем большинстве случаев требуется профессиональная юридическая помощь в лице адвокатуры или иных участников рынка юридических услуг.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 02/2025 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2025-2-6-9 |
Доступ к правосудию связан с правом быть выслушанным в суде, т. е. гарантированной законом возможностью представлять доказательства в свою пользу и опровергать доказательства процессуального оппонента; выступать в прениях, отстаивать свою позицию; заявлять требования, возражения и ходатайства, рассчитывая при этом на адекватную реакцию суда («право быть услышанным»), обеспеченностью уважения и соблюдения судом других процессуальных прав лиц, участвующих в деле. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 января 2017 года № 1-П установил, что право быть выслушанным в суде – это «принцип», который «пользуется общим признанием». Об этом во многом свидетельствует древнеримское происхождение соответствующих терминов и выражений – «jus audiri in atrio», более распространенное в юридической науке и практике – «jus ut procedatur». Суд может разрешить дело не иначе, как выслушав стороны, их доводы и возражения. Это, в свою очередь, находит воплощение в общепризнанных максимах «audiatur et altera pars» (суд обязан выслушать обе стороны), «non debet actori licere, quod reo non permittitur» (сторона не должна обладать более весомыми процессуальными правами, чем другая). Право быть выслушанным в суде реализуется через принцип состязательности и вне данного принципа, за редкими исключениями, не действует. Это выражается также в процессуальных формальностях и церемониальных нормах судебно-процессуального характера.
Традиционная судебная практика в России опирается на сравнительно узкое истолкование jus ut procedatur, принимая во внимание, главным образом, противоправность не привлечения в процесс заинтересованных субъектов; не извещения либо ненадлежащего извещения лиц, участвующих в деле; разрешения дела в отсутствие одной из сторон при наличии уважительных причин неявки в суд. Вместе с тем, правовые позиции Конституционного Суда РФ свидетельствуют о более широкой интерпретации принципа «быть выслушанным в суде», конструируемого в форме субъективного конституционного права. В частности, конституционные судьи установили, что лишение права быть выслушанным «существенно ограничивает право на судебную защиту» (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 года № 6-П); данное право предполагает особые гарантии при разрешении дела по существу на основе состязательности и равноправия сторон; осуществление данного права «может быть подвергнуто молчаливо допускаемым ограничениям, особенно в отношении приемлемости жалобы» (Постановление от 19 июля 2011 года № 17-П); оно является одной из форм защиты прав потерпевших от преступлений (Постановление от 16 мая 2007 года № 6-П). В конечном итоге, право быть выслушанным в суде – это «sine qua non» (непременное условие) доступа к правосудию.
Подчеркнем, что в судебной практике право быть выслушанным позиционируется и интерпретируется в значительной степени иначе, чем в ряде других сфер конституционных правоотношений. В частности, в деятельности народного представительства мы наблюдаем ограничения права выступлений депутатов по времени, по количеству раз в течение текущего заседания палаты парламента, по существу рассматриваемого вопроса повестки дня. Председательствующий в заседании представительного органа редко представляет возможность выступления всем желающим, основное бремя обсуждения переносится на предварительные стадии (дебаты в комитетах, комиссиях, фракциях и депутатских группах).