Организационные средства обеспечения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
Аннотация
Качество антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов обусловливается многими факторами, например достаточностью правового регулирования, компетентностью эксперта, гарантированностью доступного размещения. Особое место занимают подготовительные действия, обеспечивающие экспертное сообщество материалом для продуктивной работы. В статье рассматриваются отдельные организационные предпосылки быстрого, полного, эффективного проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В частности, обращено внимание на важность и полезность сопровождения проектов пояснительной запиской и сравнительной таблицей, их информационной наполненности, а также комплексного изучения всех документов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Эксперт-криминалист № 02/2025 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/2072-442X-2025-2-22-25 |
При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (НПА) можно получить много полезной информации, например, выявить и устранить коррупциогенные факторы, обеспечить совершенствование правовой базы, защиту прав и свобод граждан. Однако на этом пути имеются различные преграды. Некоторые из них авторами уже рассматривались при обосновании потребности совершенствования имеющихся правил. В данной работе считаем необходимым обратить внимание на надлежащую подготовку рассмотрения проекта, что является значимой гарантией лучших результатов.
С этой точки зрения важны документы, сопровождающие акты, подлежащие антикоррупционной экспертизе, а именно — пояснительная записка и сравнительная таблица. Они могут сыграть роль средств оптимизации экспертной деятельности, обеспечения ее полноты, быстроты, высокой продуктивности.
Начнем с пояснительной записки. Пояснить означает сделать более ясным, объяснить, истолковать; записка — краткое изложение какого-то дела. В целом данный документ предназначен для обоснования конкретного решения.
На региональном уровне предусмотрена обязательность ее создания и обеспечения доступности. В п. 19 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов исполнительными органами государственной власти Ставропольского края, государственными органами Ставропольского края, образуемыми Губернатором Ставропольского края или Правительством Ставропольского края, и аппаратом Правительства Ставропольского края, предписано размещать на интернет-портале проект акта и текст пояснительной записки к нему. В абзаце 2 ч. 5 ст. 9.1 Закона Ставропольского края «О порядке принятия законов Ставропольского края» указано, что законопроект и пояснительная записка к нему подлежат размещению в системе «Региональный интернет-портал проектов НПА Ставропольского края» в сети «Интернет». Такие установки, декларируя публичность документов, создают возможность для осуществления независимой экспертизы и благоприятные условия для компетентного анализа текста специалистами.
Однако изучение иных актов в данной части, которые мы рассматриваем в системном единстве, показывает разность подходов. В ч. 9 ст. 4 Закона Ставропольского края «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» предусмотрено размещение только проектов НПА региона. На федеральном уровне действуют установки о разрешении или запрещении размещения проектов (см. п. 4 (1), 5, 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов). В приведенных источниках наблюдается отсутствие единства регламентации однородных общественных отношений. На наш взгляд, необходима согласованность правил организации и проведения антикоррупционной экспертизы проектов в разных НПА.