Дата публикации: 24.04.2025

Отдельные аспекты правового и криминалистического обеспечения противодействия угрозам телекоммуникационным сетям, исходящим от «виртуальных базовых станций»

Аннотация

В настоящее время становятся все более распространенными атаки на объекты критической информационной структуры, проводимые с применением так называемых виртуальных базовых станций для тайного сбора информации в противоправных целях. В статье обосновывается необходимость правового и криминалистического обеспечения противодействия таким угрозам.




Задачей правоохранительных органов и следователя, в частности, при расследовании деяний, связанных с оборотом так называемых виртуальных базовых станций (ВБС) или иных подобных технических средств, является не только установление факта их производства или приобретения, но и доказывание наличия умысла у подозреваемого их использовать именно для тайного сбора информации.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человек и гражданина» указывается, что не могут быть квалифицированы по ст. 138.1 УК РФ действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство для использования, например, в целях личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, обеспечения сохранности имущества или в целях слежения за животными, и не намеревалось использовать его в целях посягательства на конституционные права граждан.

Точно так же, если использование ВБС направлено не на сбор информации от абонентских устройств, а для блокировки, ухудшения связи на объекте, производство и сбыт таких устройств также не могут быть квалифицированы по указанной статье Уголовного кодекса РФ.

При отсутствии умысла лица, направленного на тайное получение информации с помощью ВБС, разработка или ввоз данных изделий из-за рубежа может квалифицироваться по ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Возникает вопрос о квалификации применения ВБС для воздействия на телекоммуникационную сеть с целью получения информации или ухудшения, сбоя связи в отдельном районе или на определенном объекте. Согласно ст. 272 УК РФ, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации повлек ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование. Напрашивается вывод: если ВБС используется только для ухудшения или сбоя в телекоммуникационной сети, в этом случае нет доступа к охраняемой законом компьютерной информации, и данные деяния не могут быть квалифицированы по ст. 272 УК РФ.

Список литературы

1. Ватрушкин А.А. Правовые основы обеспечения кибербезопасности критической инфраструктуры Российской Федерации / А.А. Ватрушкин // Евразийская адвакатура. 2017. № 5 (31). С. 78–84.
2. Махтаев М.Ш. Проблема защиты объектов критической информационной инфраструктуры от попыток тайного сбора информации в противоправных целях / М.Ш. Махтаев, А.А. Задорожный // Эксперт-криминалист. 2025. № 1. С. 8–10.
3. Рясов А.А. Особенности проведения предъявления для опознания компьютерной информации / А.А. Рясов // Эксперт-криминалист. 2022. № 4. С. 348–336.
4. Трунцевский Ю.В. Неправомерные воздействия на критическую информационную инфраструктуру: уголовная ответственность ее владельцев и эксплуатантов / Ю.В. Трунцевский // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 998–106.
5. Lichtman M. A communications jamming taxonomy / M. Lichtman, J.D. Poston, S. Amuru [et al.] // IEEE Security & Privacy. 2016. Vol. 14. Iss. 1. P. 47–54.
6. Traynor P. On attack causality in internet-connected cellular networks / P. Traynor, P. McDaniel, T. La Porta // Proceedings of 16th USENIX Security Symposium on USENIX Security Symposium (Boston MA, August 6–10, 2007) / eds. by N. Provos. USENIX Associat

Остальные статьи