Участие граждан в финансовой деятельности государства: исследовательские вопросы обозначения правового принципа
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обозначения участия граждан в финансовой деятельности государства в качестве правового принципа с учетом подходов к определению содержания данного принципа, ранее представленных в трудах исследователей финансово-правовой науки. В рамках исследования автор приходит к выводу о необходимости скорректировать формулировку принципа участия граждан в бюджетном процессе как принципа бюджетной системы Российской Федерации в связи с выявлением коллизии между данной формулировкой и положениями Бюджетного кодекса РФ, которыми закреплен состав участников бюджетного процесса. Предложенное решение исследовательского вопроса предопределяет необходимость решения новой задачи в рамках предмета бюджетного права относительно возможности обозначения в Бюджетном кодексе РФ правовых принципов, напрямую не отражающих сущностные характеристики соответствующих бюджетов, первым прецедентом в ряду которых является исследуемый принцип участия граждан в бюджетном процессе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 05/2025 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-5-31-34 |
Состоявшееся около трех лет назад нормативное закрепление принципа участия граждан в бюджетном процессе не способствовало детализации правового содержания данного принципа, ранее исследованного на теоретическом уровне. В том числе и сегодня его содержание продолжает оставаться на нормативном уровне нераскрытым. Более того, в изданных в 2024 г. научных концепциях развития российского законодательства данный принцип прямо обозначен как бессодержательный и декларативный.
В то же время, принимая во внимание системный характер проводимого государственного курса на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для проживания и раскрытия таланта каждого человека, имеется обоснованное понимание, что реализация обозначенных стратегических направлений развития представляется возможной исключительно при условии бесперебойной работы механизмов обратной связи от структур гражданского общества и непосредственно от граждан, тогда как единственной обобщающей характеристикой таких механизмов, функционирующих в различных отраслях экономики и в социальной сфере, является финансирование.
В этом контексте принцип участия граждан в бюджетном процессе как основополагающее нормативное начало привлечения граждан к формированию бюджета должен в достаточной степени ясно обозначать возможные направления такого участия. С учетом значимости роли гражданского общества в принятии вышеобозначенных решений представляется необходимым оценить потенциал данного принципа с учетом того правового содержания, которое было заложено в него на исследовательском уровне ранее — до момента его нормативного закрепления.
Следует отметить, что как таковое участие граждан в финансовой деятельности государства (в отсутствие привязки к какой-либо конкретной бюджетно-правовой категории, как, например, «бюджетный процесс») ранее неоднократно исследовалось в работах представителей финансово-правовой науки.
Например, в исследованиях профессора Н.И. Химичевой, посвященных научно обоснованным принципам финансового права, выделялся «принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в контроле за ее осуществлением».