О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с увеличением количества выявляемых нарушений в сфере закупок и хищением бюджетных средств. Анализируются особенности системы государственного (муниципального) контроля в сфере закупок. По итогам проведенного исследования предлагается создание новой системы контроля в сфере закупок на региональном и муниципальном уровнях путем расширения полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 05/2025 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-5-27-30 |
Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 г. одним из фундаментальных направлений развития системы государственного стимулирования экономической деятельности определено совершенствование механизмов осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, которое неразрывно связано с повышением эффективности бюджетных расходов и борьбой с нецелевым использованием и хищением государственных средств.
Актуальность создания эффективной системы контроля обусловлена значительной долей суммового объема заключаемых государственных (муниципальных) контрактов в расходной части консолидированного бюджета РФ (2019 г. — 22%, 2020 г. — 21%, 2021 г. — 20%, 2022 г. — 20,3%, 2023 г. — 19%) и наличием многочисленных злоупотреблений участников закупок, направленных на хищение бюджетных средств.
По результатам экспертных проверок, проведенных Счетной палатой и Контрольным управлением Администрации Президента РФ, установлено, что «коррупционерами ежегодно присваивается до 20% бюджетных средств, составляющих более одного миллиарда рублей, размещаемых в системе государственного и муниципального заказа».
В целях установления причин высокого уровня коррупции в сфере закупок в ходе исследования рассмотрены результаты мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проведенного Минфином России за период 2019–2023 гг.
Так, анализ сводных аналитических отчетов о результатах мониторинга закупок показал, что к 2023 г. стоимостной объем несостоявшихся определений поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 60%.