Дата публикации: 15.05.2025

О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с увеличением количества выявляемых нарушений в сфере закупок и хищением бюджетных средств. Анализируются особенности системы государственного (муниципального) контроля в сфере закупок. По итогам проведенного исследования предлагается создание новой системы контроля в сфере закупок на региональном и муниципальном уровнях путем расширения полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля.




Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 г. одним из фундаментальных направлений развития системы государственного стимулирования экономической деятельности определено совершенствование механизмов осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, которое неразрывно связано с повышением эффективности бюджетных расходов и борьбой с нецелевым использованием и хищением государственных средств.

Актуальность создания эффективной системы контроля обусловлена значительной долей суммового объема заключаемых государственных (муниципальных) контрактов в расходной части консолидированного бюджета РФ (2019 г. — 22%, 2020 г. — 21%, 2021 г. — 20%, 2022 г. — 20,3%, 2023 г. — 19%) и наличием многочисленных злоупотреблений участников закупок, направленных на хищение бюджетных средств.

По результатам экспертных проверок, проведенных Счетной палатой и Контрольным управлением Администрации Президента РФ, установлено, что «коррупционерами ежегодно присваивается до 20% бюджетных средств, составляющих более одного миллиарда рублей, размещаемых в системе государственного и муниципального заказа».

В целях установления причин высокого уровня коррупции в сфере закупок в ходе исследования рассмотрены результаты мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проведенного Минфином России за период 2019–2023 гг.

Так, анализ сводных аналитических отчетов о результатах мониторинга закупок показал, что к 2023 г. стоимостной объем несостоявшихся  определений поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 60%.

Список литературы

1. Денисова А.А. О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля / А.А. Денисова // Финансовое право. 2024. № 8. С. 31–34.
2. Денисова А.А. Перспективы развития государственного финансового контроля / А.А. Денисова // Финансовое право. 2025. № 2. С. 34–37.
3. Соловьев М.С. Административно-правовые основы публичных закупок : диссертация кандидата юридических наук / М.С. Соловьев. Екатеринбург, 2019. 312 с.
4. Степанов О.А. О необходимости осуществления высокотехнологического надзора в сфере публичных закупок / О.А. Степанов, Д.А. Басангов // Диалектика противодействия коррупции : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участ

Остальные статьи