Формирование перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании данных об их фактическом использовании: правоприменительная практика и правовые позиции судов
Аннотация
Формирование перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании данных их фактического использования является одной из сложных тем в налоговом праве, поскольку различны подходы к правовому регулированию субъектов Российской Федерации, нетипично складывается правоприменение, нередки споры, правовые позиции судов не во всем единообразны. Авторы статьи обобщили практику судов различных инстанций по спектру вопросов, возникающих при формировании перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании данных об их фактическом использовании, выявили характерные проблемы и предложили варианты их разрешения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 05/2025 |
Страницы | 20-23 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-5-20-23 |
Формирование перечней объектов недвижимости для целей налогообложения в соответствии со ст. 3782 НК РФ (далее — Перечни) осуществляется уже более десяти лет, но по-прежнему обусловлено комплексом проблем, часть которых связана с определением данных о фактическом использовании объектов недвижимости, которые могут быть использованы для формирования Перечней. Отдельные аспекты этой темы освещаются в научной литературе, нетипично складывается правоприменение, не отмечается единообразие правовых позиций судов при разрешении административных дел данной категории, поэтому уверены, что процессы формирования Перечней требуют упорядочения.
Обобщение доктринальных наработок, законодательства (федерального и регионального), правоприменения, практики судов различных инстанций по всему спектру вопросов, возникающих при формировании Перечней, позволяет нам выявить семь групп сведений (информации, данных и т.п.), объективно подтверждающих фактическое использование объектов недвижимости для целей налогообложения, предусмотренных ст. 3782 НК РФ, в частности, следующее.
Во-первых, факт регистрации контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) по адресу объекта недвижимости. В то же время ст. 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» при регистрации ККТ не содержит требований о предоставлении каких-либо документов, кроме заявления, следовательно, не исключается ситуация несоответствия фактического местонахождения ККТ с местом ее регистрации — на это уже обращала свое внимание ФНС России. Встречаются ситуации, когда несколько объектов недвижимости имеют один адрес, и сделать однозначный вывод о месте нахождения ККТ не представляется возможным. Считаем, что решением могло бы быть закрепление в Приказе ФНС России № ЕД-7-20/799@ правила об указании в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ кадастрового номера объекта недвижимости фактического местонахождения ККТ.
Во-вторых, сведения о месте регистрации и видах деятельности субъектов предпринимательской деятельности, которыми могут являться как собственник (собственники), так и арендаторы объекта недвижимости, поскольку государственная регистрация юридических лиц осуществляется либо по адресу места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, либо органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Буквальное толкование позволяет утверждать, что местом нахождения юридического лица является объект недвижимости либо его часть, оборудованные стационарными рабочими местами, фактически подпадающие под определение «офис — здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов...». Нередко в рекламе используется такой объект адресации, как офис. В то же время суды нередко указывают, что наличие зарегистрированных лиц по адресу объекта недвижимости с учетом видов их деятельности не свидетельствует о том, что данный объект недвижимости используется для целей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Правовые позиции судов обосновываются тем, что налоговое законодательство не раскрывает понятия «офис». Представляется, что опережающее регулирование данных вопросов в региональном законодательстве необходимо перенести на федеральный уровень, закрепив в налоговом законодательстве соответствующее определение, что позволит снизить риски ухода от уплаты налогов.