Принцип участия граждан в бюджетном процессе
Аннотация
В статье рассматривается возможность граждан принимать участие в бюджетном процессе. Дается оценка принципа участия граждан в бюджетном процессе, закрепленного в Бюджетном кодексе РФ, рассматривается возможность улучшения уровня понимания бюджетных вопросов и финансовой грамотности среди населения, в том числе через формы прямой демократии.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 05/2025 |
Страницы | 14-15 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-5-14-15 |
Бюджетный кодекс РФ закрепляет принцип участия граждан в бюджетном процессе, однако, как справедливо отмечено О.В. Болтиновой, «для данного принципа законодательством не предусмотрено выделение никакой статьи». Также в рамках нормативных предписаний возникает закономерный вопрос: «Могут ли физические лица быть участниками бюджетного процесса в Российской Федерации?». По мнению Л.А. Замаратского, «на нормативном уровне граждане не рассматриваются в качестве участников бюджетного процесса».
Как отмечено в юридической доктрине, участие граждан в бюджетном процессе необходимо, но формально никак не закреплено. Вызывает интерес в контексте исследования возможность граждан участия в процессе принятия решений, связанных с формированием доходной и расходной частей бюджета, ведь именно благосостояние населения является центральным элементом государственной политики, и, по справедливому замечанию Н.А. Саттаровой: «Принятие совместных решений органов власти и граждан в процессе расходования бюджетных средств обусловливает необходимость выявления цели и направлений расходования денежных средств, а также конкретных форм участия граждан». В отличие от стадии составления проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение является открытой заинтересованным лицам информационной ареной, где проявляется активное взаимодействие общественных институтов, средств массовой информации и непосредственно участников бюджетного процесса.
Во многих регионах и на муниципальном уровне были внедрены и одобрены инициативы, направленные на улучшение уровня понимания бюджетных вопросов и финансовой грамотности среди населения. Необходимым условием участия граждан в бюджетном процессе является бюджетная грамотность, которая, по нашему мнению, не реализована в достаточной степени на уровне муниципальной власти. Так, разработаны и утверждены проекты, ориентированные на совершенствование финансовой и бюджетной грамотности граждан в муниципалитетах и субъектах Российской Федерации. Например, АНО «Центр финансовых исследований Республики Башкортостан» (АНО «Финцентр РБ»), учрежденная Министерством финансов Республики Башкортостан в 2022 г., является региональным центром по финансовой грамотности и реализует просветительские проекты в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. и Плана мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан на 2021–2025 гг.
Кроме этого, для обеспечения связи гражданского общества с Министерством финансов Республики Башкортостан был основан Общественный совет. Целью Общественного совета являются учет запросов и интересов граждан РФ, защита их прав и свобод, а также прав общественных объединений в процессе реализации государственной финансовой политики.
Возможность участия граждан в осуществлении общественного контроля доступна как в индивидуальном порядке, так и посредством участия в общественных объединениях и других негосударственных некоммерческих организациях. Один из таких механизмов участия в наблюдении за бюджетным процессом реализуется через институт общественной палаты.