Проблемы законодательства субъектов Российской Федерации в области финансовой поддержки кинематографии
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей регионального законодательства в области финансовой поддержки кинематографии. Выделяются четыре юридико-технических подхода по артикуляции режима государственной финансовой поддержки кинематографии в законах субъектов Российской Федерации, а также констатируется, что наиболее удачным способом является детальная комплексная проработка стимулирующего режима с использованием инструментов как бюджетного, так и налогового права. Автором отмечается, что недостаточная юридико-техническая проработанность рассматриваемых нормативных правовых актов может порождать не только их декларативность, но и дальнейшую неэффективность расходования бюджетных средств регионов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 05/2025 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-5-2-5 |
Кинематограф является одной из важнейших сфер искусства и культуры. Для России эта сфера имеет особое значение: русский авторский кинематограф не раз признавался одним из величайших. Немаловажным аспектом является то, что советское кино не было продуктом частного производства, оно снималось по государственному плану, что, несомненно, было следствием государственной культурной политики.
Специфика государственной политики в области кинематографии с точки зрения юридического закрепления проявляется в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации», закрепляющем специальный стимулирующий правовой режим для национальных фильмов.
Важной составляющей государственной культурной политики является региональная политика. Конституция Российской Федерации провозглашает, что культура является уникальным наследием многонационального народа России, а общие вопросы культуры относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов исключительного, а также совместного ведения регионы обладают всей полнотой государственной власти. В данном контексте обращает на себя внимание внушительный пласт законодательства субъектов Российской Федерации о поддержке кинематографии.
Появление целого корпуса подобных нормативных правовых актов — это феномен, который обусловливается не только территориальным устройством государства, но и наличием общезначимой нормативной системы, включающей специфику региональной культуры, социально-экономических и иных особенностей каждого отдельного субъекта. В связи с чем выявление характерных черт законодательства субъектов РФ о поддержке кинематографии, вопросов его системности, а также проблем юридико-технического характера становится не только актуальной научной задачей, но и вопросом обеспечения эффективности нормотворческой деятельности региональных органов публичной власти, в том числе в области финансов.
Специалисты в сфере общей теории права отмечают несформированность юридической регионологии в качестве самостоятельного направления научных исследований. Постановка вопросов регионального правового регулирования в области финансов также редко становится предметом специальных исследований для специалистов в области финансового права.