Дата публикации: 08.05.2025

О правосубъектности судебного примирителя

Аннотация

Судебный примиритель является самостоятельным субъектом гражданского процессуального права, относится к группе лиц, содействующих правосудию, и для проведения судебного примирения наделяется специальной процессуальной правосубъектностью, формируемой путем последовательного приобретения специальной правоспособности, а затем дееспособности. Специальная процессуальная правоспособность возникает с момента включения в список судебных примирителей, а специальная процессуальная дееспособность — когда суд своим определением утверждает кандидатуру судебного примирителя для проведения судебного примирения. Наделение судебного примирителя специальной процессуальной правосубъектностью обеспечивает возникновение у него совокупности процессуальных прав и обязанностей в объеме, необходимом для проведения судебного примирения, и возможности их использования для выполнения своей процессуальной функции.




Специфической особенностью введенного в гражданское судопроизводство института судебного примирения является возникновение в гражданском процессе нового участника — судебного примирителя. Является ли он субъектом гражданского процессуального права? Обратимся к наследию профессора А.Ф. Козлова. Каждый субъект права с учетом его возможностей и назначения признается таковым только применительно к той роли, которую он будет выполнять в процессе. Отношения судебного примирителя с судом и сторонами возникают вследствие привлечения его для проведения совместных и индивидуальных переговоров со сторонами в целях соотнесения и сближения их правовых позиций, выявления дополнительных возможностей для мирного урегулирования спора, оказания содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения. Для этого судебный примиритель наделяется закрепленными в ч. 5 ст. 153.6 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК, ГПК РФ) процессуальными правами.

Иметь процессуальные права, нести процессуальные обязанности и в то же время не быть их субъектом невозможно. Все участники судопроизводства по гражданскому делу являются субъектами гражданских процессуальных отношений, возникших в связи с его рассмотрением. С учетом этого судебного примирителя следует признать самостоятельным субъектом гражданских процессуальных правоотношений, наделенным процессуальными правами и обязанностями, в объеме, необходимом для исполнения возлагаемой на него функции по содействию сторонам в мирном урегулировании спора.

Для понимания специфики правового положения судебного примирителя следует рассмотреть вопрос о его месте в классификации субъектов гражданского процессуального права. По своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход гражданского процесса, по характеру заинтересованности в исходе дела все субъекты гражданского процессуального права делятся на три большие группы: первая группа — суды, т.е. органы, осуществляющие правосудие в его различных формах; вторая группа — лица, участвующие в деле; третья группа — лица, привлекаемые к участию в деле для содействия в осуществлении правосудия. В доктрине гражданского процесса отсутствует единство мнений относительно того, к какой из групп субъектов гражданского процесса следует отнести судебного примирителя, поскольку правовой статус судебного примирителя на настоящий момент не определен ни законодательно, ни на уровне руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.

Выделяются два основных подхода. Согласно одному судебный примиритель рассматривается как лицо, оказывающее содействие правосудию, поскольку на него возлагаются обязанности по обеспечению надлежащего проведения примирительной процедуры. Отнесение судебного примирителя к группе лиц, содействующих правосудию, обусловлено следующими факторами: участие судебного примирителя в судебном процессе носит факультативный характер; отсутствие материальной либо иной юридической заинтересованности в исходе дела; привлекается в дело с согласия сторон для выполнения строго определенной задачи; вступает в дело на основании определения суда; права и обязанности, определяющие отношения судебного примирителя с судом, носят гражданский процессуальный характер; не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Список литературы

1. Гражданский процесс : учебник для вузов / под редакцией В.В. Яркова. 12-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2022. 731 с.
2. Дегтярева В.С. Примирительные процедуры в ГПК России и в ГПК Франции : диссертация кандидата юридических наук / В.С. Дегтярева. Москва, 2023. 250 с.
3. Краткая антология уральской процессуальной мысли : 55 лет кафедре гражданского процесса Уральской государственной юридической академии / под редакцией В.В. Яркова. Екатеринбург : Издательство Гуманитарного университета, 2004. 652 с.
4. Михайлова Е.В. Судебная примирительная процедура как гражданское процессуальное правоотношение / Е.В. Михайлова // Российский судья. 2022. № 5. С. 3–8.
5. Проверка и пересмотр судебных постановлений по гражданским и экономическим делам в Республике Беларусь: проблемы и перспективы : монография / И.Э. Мартыненко [и др.] ; под редакцией Т.С. Тарановой. Минск : Колоград, 2020. 308 с.
6. Профессор Владимир Владимирович Ярков. Жизнь — в процесс. Факты и иллюстрации : Liber amicorum : к 65-летию / редакционная коллегия : Д.Б. Абушенко, И.Г. Ренц, М.Л. Скуратовский. Москва : Статут, 2024. 420 с.
7. Самсонов Н.В. К вопросу о понятии и видах гражданской процессуальной правоспособности / Н.В. Самсонов // Современное право. 2018. № 1. С. 81–85.
8. Солохин А.Е. Судебная примирительная процедура в арбитражном судопроизводстве: вопросы теории и практики : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.Е. Солохин. Москва, 2024. 34 с.
9. Ярков В.В. Юридические факты в цивилистическом процессе / В.В. Ярков. Москва : Инфотропик Медиа, 2012. 608 с.

Остальные статьи