Исковое производство по публично-правовым спорам в арбитражном процессе: оставить нельзя, изъять
Аннотация
В настоящем исследовании поднимается проблема искового производства, имеющего публично-правовое содержание, сохраняющееся до настоящего времени в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), проводится анализ данной проблемы. В результате исследования автор пришел к предположению о необходимости изъять подобные виды производств из АПК РФ с перемещением их в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), с созданием критериев, по которым будут отграничиваться дела, которые должны рассматриваться в порядке КАС РФ и АПК РФ, имеющие публично-правовое содержание.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 05/2025 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-5-14-18 |
Введение. В отечественном цивилистическом процессе существует ряд категорий дел искового производства, в которых тактичное участие принимает государство. Многие из таких дел рассматриваются, как правило, не в порядке раздела 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), а по общим правилам искового производства. С 2015 года, в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС РФ), возникла самостоятельная процессуальная форма для споров, имеющих публично-правовое содержание.
1. Прежде всего необходимо определиться с понятием производства по делам, вытекающим из публично-правовых споров. Ю.В. Ефимова давала характеристики производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений: участие публичного субъекта, реализация как публичных, так и частных прав и свобод организаций и граждан, наличие спора о публичном праве. В данном случае иски, имеющие публично-правовое содержание, отвечают данным признакам: в них участвуют государство и хозяйствующий субъект, спор затрагивает как публичное, так и частное (субъективное) право, в данных делах существует спор о праве. При этом Е.А. Шилова доказала, что в качестве основания для возникновения административного судопроизводства выступает спорное публично-правовое отношение между органом государственной власти и физическими или юридическими лицами. Что же тогда такое публично-правовое отношение? Это общественное отношение, складывающееся в сфере публичного права. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в п. 75 содержит определение публичного интереса, которое не раскрывается законодательством. И.М. Дивин предположил, что споры, вытекающие из экономических правоотношений, являются предпосылкой к административному судопроизводству, если они связаны с экономической деятельностью. А помимо выше всего изложенного, в доктрине уже был выдвинут тезис о необходимости создания единой судебной административно-процессуальной формы, а также тезис о необходимости разрешать все споры с государством в рамках административного судопроизводства.
2. Примером рассматриваемых нами исков являются иски о ликвидации юридических лиц (№ А65-15369/2015, в иске антимонопольному органу отказано). Что мы имеем в данном случае? Такой иск рассматривается по общим правилам АПК РФ, к нему применяются все правила искового производства, при этом он является сугубо публичным спором. У нас имеется публичное правоотношение (скажем, нарушение требований к экономической концентрации), есть хозяйствующий субъект и орган государственной власти, затрагиваются интересы широкого круга лиц, существует спор о публичном праве. Верховный Суд Российской Федерации в деле № А60-25477/2013 давал следующие разъяснения по вопросу определения публичного интереса: «…содержание конкретных публичных интересов может быть сформулировано путем перечисления целей законодательного регулирования той либо иной сферы общественных отношений». В доктрине также встречаются критерии публичного интереса: законность, неперсонифицированность, соответствие потребностям и целям всего общества, защищается специализированными субъектами, недопустим в ограничении. Ю.А. Тихомиров определял публичный интерес как «признанный государством, обеспечиваемый правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее осуществления и развития». А теперь давайте посмотрим на понятия публичного и административного исков.