Сравнительное исследование правового положения блогеров в России и Испании
Аннотация
В 2024 г. в Испании и России были приняты знаковые законы, касающиеся деятельности блогеров. Данные законы получили широкое обсуждение и критику в своих странах, поэтому их сравнительный анализ является актуальным. Сопоставление двух правовых режимов позволит выявить слабые стороны и актуальные проблемные вопросы. Сформулированные испанским законодателем правила могут быть использованы для развития и совершенствования российского законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 02/2025 |
Страницы | 46-51 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2025-2-46-51 |
Правовое положение блогеров в России установлено Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ об изменениях). Непосредственно блогеров указанный закон затронул внесением изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ об информации) и Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ о рекламе).
В Испании правовое положение блогеров оформилось после принятия Королевского Декрета № 444/2024 от 30 апреля 2024 г. о критериях особо значимого пользователя услуг по обмену видео через платформы (далее – Декрет № 444/2024). Данный декрет был принят в развитие ст. 94 Закона Испании № 13/2022 от 7 июля 2022 г. об аудиовизуальной коммуникации (далее – Закон Испании об аудиовизуальной коммуникации) и Королевского Декрета № 1138/2023 от 19 декабря 2023 г. о государственной регистрации поставщиков услуг, обмена и агрегации аудиовизуальной коммуникации (далее – Декрет № 1138/2023).
Признаки блогеров, подлежащих государственному контролю
Приступая к сравнению положений указанных нормативных актов, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о понятии «блогер».
В России до 30 июля 2017 г. данное понятие было закреплено в ч. 1 ст. 10.2 ФЗ об информации, где блогер определялся как владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет». В настоящее время, подразумевая блогера, в ФЗ об информации говорится о пользователе, создавшем страницу в социальной сети и обладающем определенной аудиторией (ч. 1.1 ст. 10 ФЗ об информации). То есть, непосредственно в специальном законе понятие «блогер» не используется, однако оно достаточно распространено в юридической литературе.