Понятие таможенного администрирования в источниках международного таможенного права и практике международного таможенного сотрудничества
Аннотация
В настоящей статье авторами приведены результаты анализа практики использования и подходов к определению понятия таможенного администрирования в источниках международного таможенного права и практике международного таможенного сотрудничества. Авторами доказывается то, что понятие таможенного администрирования не является заимствованным для права ЕАЭС, а также обосновывается единый подход к пониманию и определению данного понятия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 02/2025 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2025-2-14-17 |
Понятие таможенного администрирования, несмотря на его отсутствие в законодательстве государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также основных источниках права ЕАЭС, включая Таможенный кодекс ЕАЭС, приобретает все большую популярность и широкое использование в научной и учебной среде, постепенно входя в содержание документов стратегического планирования и о результатах деятельности таможенных органов, судебную практику, современные русскоязычные переводы международных договоров и иных документов. При этом содержание понятия таможенного администрирования в таких источниках либо не раскрывается, либо приводится в неоднозначном или противоречащем другим источникам значении, что, в свою очередь, не позволяет использовать данный термин в научных и правовых целях без первостепенной выработки однозначного, единого и научно обоснованного подхода к его пониманию.
Так, анализ научных источников позволяет сделать вывод, что понятие таможенного администрирования (администрирования) может рассматриваться в следующих значениях:
как обобщенный механизм исполнения таможенными органами возложенных на них функций, направленных на проведение таможенной политики и таможенного права в жизнь;
как технико-технологическая составляющая указанного механизма (включающая соответственно электронное декларирование, автоматизацию решений, принимаемых таможенными органами, внедрение прогрессивных технологий и др.);
как особая разновидность управления в таможенной сфере (однако данная позиция не согласуется с результатами исследований других авторов, указывающих, что государственное управление осуществляется путем реализации «исполнительно-распорядительной функции», к чему не сводится и не может быть сведено понятие таможенного администрирования);