Принцип сотрудничества государств в международном праве: забыт или возрожден?
Аннотация
В условиях колоссального санкционного давления на Россию и попыток ее изоляции складывается впечатление, что общепризнанные принципы международного права и, в частности, «принцип сотрудничества государств», утратили свое значение и потеряли ту роль, которую они выполняли в системе международного права. В статье, с одной стороны, проанализирована ситуация, складывающаяся в европейском регионе и в ООН, где США, используя политическое давление, принуждают страны следовать американской политике. А с другой стороны, продемонстрирована иная международная реальность, связанная с приверженностью государств принципу сотрудничества в новых международных организациях и объединениях, не признающих «миропорядок, основанный на правилах», и за подобным подходом видится будущее международных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 02/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2025-2-2-7 |
Один из общепризнанных принципов международного права «сотрудничество государств» получил своё закрепление в Уставе ООН и других международно-правовых актах. Однако с момента принятия данного договора, лежащего в основе создания ООН, прошли десятилетия, и невольно возникает вопрос: «А насколько сейчас в современных условиях востребован данный принцип? Насколько он реально «работает» на международной арене?»
Эти вопросы неслучайны, так как, помимо проведения специальной военной операции (СВО) Россией на Украине с 24 февраля 2022 г., в мире наблюдается обострение международной ситуации. Наглядным примером является израильско-палестинский конфликт, вспыхнувший 7 октября 2023 г. Тревожная ситуация сложилась вокруг Тайваня и в некоторых других регионах.
В связи с происходящими событиями следует вспомнить, что Организация Объединённых Наций создавалась как универсальное глобальное межгосударственное объединение, призванное не только «избавить грядущие поколения от бедствий войны», но и для оказания взаимной помощи, поддержки, для «разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а это возможно только при реализации принципа сотрудничества, который, по мнению проф. С.В. Черниченко, «является своеобразным связующим звеном между всеми другими основными принципами международного права». В 50-е годы прошлого века государства активно использовали данный принцип в международных отношениях, отражая его в принимаемых документах. Так, на конференции стран Азии и Африки, проходившей с 18 по 24 апреля 1955 г. в Индонезии, была принята Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству, где нашли отражение десять принципов, среди которых был принцип «содействия взаимным интересам и сотрудничеству».
В развитие данного форума через три года, в 1958 г. в Каире состоялась аналогичная международная встреча, на которой была принята Декларация конференции солидарности стран Азии и Африки. В ней была выражена полная поддержка 10 принципам, сформулированным ранее, в апреле 1955 г., а принцип сотрудничества претерпел лишь редакционную корректировку и был сформулирован как «содействие нашим общим интересам и взаимному сотрудничеству».
Своё раскрытие в глобальном масштабе этот принцип получил в 1970 г. на Генеральной Ассамблее ООН, когда была принята Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В этом важнейшем международном акте каждому принципу уделено отдельное внимание и, естественно, «принцип сотрудничества» также получил свою международную трактовку.