Дата публикации: 17.04.2025

Актуальные изменения в регулировании суррогатного материнства как способа лечения бесплодия

Аннотация

Не так давно в Закон «Об основах охраны здоровья граждан» были внесены существенные изменения, касающиеся регулирования суррогатного материнства как способа лечения бесплодия. Данные изменения затрагивают несколько очень спорных аспектов, и после их внесения разразились жаркие дискуссии относительно причин, обоснованности и справедливости таких изменений. В статье анализируются основные изменения, их фактические последствия, а также комментарии юридического и медицинского сообщества, дается оценка нового регулирования, выявляются наиболее спорные и проблемные связанные с этим вопросы. Автор приходит к выводу, что изменения, хотя и обоснованные рядом практических обстоятельств, порождают целый ряд сложностей и неопределенностей в правовом поле, а также негативно отражаются на реализации программ суррогатного материнства. Кроме того, дестабилизирующим фактором является сложившаяся практически перед внесением изменений и по объективным причинам им противоречащая судебная практика.




С момента внесения изменений в правовое регулирование суррогатного материнства на момент подготовки данного материала прошло уже достаточно времени, чтобы можно было подвести некоторые итоги. По объему изменения весьма незначительны, да и само регулирование суррогатного материнства довольно невелико, занимая в своей основе менее одной статьи Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее — Федеральный закон об ООЗГ). Но с содержательной точки зрения эти изменения стали настолько радикальными, что привели к существенному сокращению программ суррогатного материнства в России. По материалам, опубликованным в медицинском вестнике, «остановлены 70% процедур, сообщила также и основатель Ассоциации суррогатных мам и доноров ооцитов (ASMED) Елена Литвишко: за I квартал 2022 года за подбором суррогатной мамы обратились 16 пар, за январь — март 2023 года только четыре». Интересно, что, даже предприняв значительные усилия, автору не удалось обнаружить никакой достоверной статистики на конец 2023 г. и на 2024 г. Есть предположение, что такая статистика может не соотноситься с политикой, направленной на поддержку семьи, детства, на улучшение демографической ситуации.

Заметим также, что с 2019 г., по официальным разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, устранено сомнение в отношении необходимости уплаты налогов суррогатной матерью с полученных доходов. Минфин указал, что услуги суррогатной матери не относятся к исключениям, освобождающим от уплаты налогов, что обуславливает налогооблагаемость доходов, полученных в связи с оказанием данных услуг. Еще одной сложностью, с которой сталкиваются пары, решившие обратиться к суррогатному материнству как к способу лечения бесплодия, является вопрос возможности получения материнского капитала. По этому поводу довольно негативно высказалась Русская православная церковь: «Любые меры, направленные на поддержку суррогатного материнства, церковью одобрены быть не могут». Тем не менее 29 июня 2021 г. Конституционный Суд РФ признал право на материнский капитал за отцами, воспитывающими в браке детей, рожденных суррогатными матерями.

Итак, рассмотрим, что изменилось в регулировании суррогатного материнства как способа лечения бесплодия после принятия Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 538-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный нормативный акт обновляет несколько источников, основными из которых стали Федеральный закон об ООЗГ и Семейный кодекс. Здесь будут рассмотрены три нововведения: требования к наличию гражданства Российской Федерации, требования состояния в браке, требование полного генетического родства.

Список литературы

1. Абросимова Е.А. «Хромающий родительский статус» как следствие заключения трансграничных договоров суррогатного материнства / Е.А. Абросимова, А.М. Сачек // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 17–24. DOI: 10.34076/2410_2709_2022_1
2. Дмитриева А. Судьи не пришли к единому мнению, как следует регистрировать родившихся от суррогатной матери детей / А. Дмитриева // ГАРАНТ.РУ. 2019. 21 мая.
3. Ivanova, V.A. Legal regulation of surrogacy in the Russian Federation / V.A. Ivanova // Эпомен: медицинские науки. 2022. Iss. 4. P. 94–99.
4. Torkunova, E.A. Surrogacy regulation: Trends in international and Russian law / E.A. Torkunova, A.I. Shcherbakova // Moscow Journal of International Law. 2022. Iss. 2. P. 17–38. DOI: 10.24833/0869-0049-2022-2-17-38

Остальные статьи