Маркетплейс. Виртуальные сделки с реальными последствиями
Аннотация
Одной из основных тенденций, привнесенных цифровыми технологиями в сферу права и экономики, является интернет-коммерция, существенно влияющая на информационные взаимодействия субъектов права. Удобства дистанционного способа покупки товаров, не ограниченные выбором предложений, сыграли существенную роль для более динамичного развития агрегаторов информации. Однако приобретенное значительное положение на рынке и экономическая власть владельцев информационных площадок стали приводить к многочисленным злоупотреблениям правом. Автор приходит к выводу о необходимости правового регулирования цифровых платформ, унифицирующего понятийный аппарат, основы правового режима, общие принципы функционирования, применимые ко всем существующим бизнес-моделям.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 04/2025 |
Страницы | 36-39 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-4-36-39 |
В 2023 г. объем продаж на рынке электронной коммерции составил 7,9 трлн руб. К концу 2024 г. объем продаж на рынке электронной коммерции в России может вырасти на 36% и достигнуть 10,7 трлн руб. Точные данные будут опубликованы позже, но статистические данные уже доказывают: потенциал электронной коммерции в России огромен, цифровые платформы для приобретения товара активно развиваются, что с неизбежностью приводит к трансформации гражданско-правовых отношений, одним из объектов которых является агрегатор информации о товарах (услугах).
Такие платформы, как AliExpress, Wildberries, Lamoda, ЯндексМаркет и другие, безусловно, обеспечивают удобство и доступность приобретения товаров, однако дистанционный способ продажи порождает и проблемы, одной из которых является включение владельцем агрегатора в договор условий, ущемляющих права субъектов реализации правоотношений.
Прежде чем переходить к примерам включения владельцем агрегатора в договор условий, ущемляющих права присоединяющейся стороны, а также односторонних изменений условий договора и другим дискуссионным вопросам, возникающим на практике между субъектами, задействованными в использовании площадок для дистанционной торговли, считаем необходимым определиться с терминологией.
Достаточно часто мы выражаемся синонимами — т.е. совпадающими или похожими по смыслу словами, определяющими площадку по продаже онлайн-товаров как «маркетплейтс», «онлайн-магазин», «агрегатор» и т.д.
Под понятием «маркетплейс» обычно имеется в виду онлайн-платформа владельца агрегатора в сети Интернет, позволяющая потребителю одновременно ознакомиться с предложением продавца товаров, заключить договор купли-продажи товара, а также оплатить товар в наличной или безналичной форме. В постановлении Суда по интеллектуальным правам маркетплейс был определен как платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса.