Дата публикации: 22.02.2024

Международный опыт борьбы с агрессивными методами налогового планирования путем указания на отмывание денег на примере Российской Федерации и Республики Индия

Аннотация

В статье анализируется эффективность коллективных мер различных государств по противодействию коррупции, в частности через призму деятельности ФАТФ, и влияние данной и других международных организаций на внутреннее законодательство Российской Федерации. Помимо этого, в исследовании особая роль отводится законодательным инициативам последних лет, принятым по рассматриваемому вопросу в Республике Индия, государстве — участнике БРИКС с одной из наиболее стремительно развивающихся экономик.




Вступление на рубеже XX–ХХI вв. капиталистической мировой экономики постиндустриального общества в новую фазу — глобальный капитализм — позволило сформироваться целостному мировому рыночному пространству. При этом, на взгляд авторов, несправедливо было бы не упомянуть конкретные механизмы, без обращения к которым реализовать подобный переход было бы невозможно. Среди таковых стоит выделить «либерализацию внешнеэкономических связей, уменьшение или снятие барьеров между странами для трансграничного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также международный информационный обмен». Однако с учетом сложившейся на сегодняшний день политической ситуации мировое сообщество получило возможность убедиться в справедливости утверждения, что политика продолжает шагать рука об руку с экономикой. Вместе с тем, согласно позиции министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, западными странами взят курс на ревизию международного права.

Во-первых, коснемся разработки международных стандартов и принципов, называемых специалистами в области международного права мягкой кодификацией, традиционно предшествующей принятию актов договорного права, что связано со стремлением государств получить какие-либо гарантии, прежде чем связывать себя обязательствами, возникающими из договоров. Также причинами, способствовавшими распространению актов рекомендательного характера, выступали сложность и длительность процедуры утверждения актов, носящих нормативный и тем более универсальный характер, как и попытка избежать потенциальных конфликтов между развитыми и развивающимися странами. Иными словами, положения мягкого права (soft law) зачастую заполняют пробелы, не освещенные нормами договорного права (hard law). Итак, в отношении каких международных стандартов, которые на сегодняшний день приняты по рассматриваемым в статье вопросам, несет обязательства Российская Федерация?

Список литературы

1. Недорезова Е.С. Особенности глобализационных процессов мировой экономики / Е.С. Недорезова, И.А. Соколова // Science Time. 2015. № 6. С. 365–371.
2. Оглоблин В. Смотрим на Китай: зачем Россия отказывается от антикоррупционной конвенции / В. Оглоблин // News.ru. 2023. 9 января.
3. Писаренко А.П. Национальная «антиотмывочная» система РФ: соответствие требованиям ФАТФ и оценка эффективности / А.П. Писаренко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 2. С. 58–61.
4. Kumar J. Causes of Tax Evasion and Avoidance-Facts from NCR of India / J. Kumar // Researchgate. 2020.

Остальные статьи