Международный опыт борьбы с агрессивными методами налогового планирования путем указания на отмывание денег на примере Российской Федерации и Республики Индия
Аннотация
В статье анализируется эффективность коллективных мер различных государств по противодействию коррупции, в частности через призму деятельности ФАТФ, и влияние данной и других международных организаций на внутреннее законодательство Российской Федерации. Помимо этого, в исследовании особая роль отводится законодательным инициативам последних лет, принятым по рассматриваемому вопросу в Республике Индия, государстве — участнике БРИКС с одной из наиболее стремительно развивающихся экономик.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное уголовное право и международная юстиция № 01/2024 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/2071-1190-2024-1-11-14 |
Вступление на рубеже XX–ХХI вв. капиталистической мировой экономики постиндустриального общества в новую фазу — глобальный капитализм — позволило сформироваться целостному мировому рыночному пространству. При этом, на взгляд авторов, несправедливо было бы не упомянуть конкретные механизмы, без обращения к которым реализовать подобный переход было бы невозможно. Среди таковых стоит выделить «либерализацию внешнеэкономических связей, уменьшение или снятие барьеров между странами для трансграничного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также международный информационный обмен». Однако с учетом сложившейся на сегодняшний день политической ситуации мировое сообщество получило возможность убедиться в справедливости утверждения, что политика продолжает шагать рука об руку с экономикой. Вместе с тем, согласно позиции министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, западными странами взят курс на ревизию международного права.
Во-первых, коснемся разработки международных стандартов и принципов, называемых специалистами в области международного права мягкой кодификацией, традиционно предшествующей принятию актов договорного права, что связано со стремлением государств получить какие-либо гарантии, прежде чем связывать себя обязательствами, возникающими из договоров. Также причинами, способствовавшими распространению актов рекомендательного характера, выступали сложность и длительность процедуры утверждения актов, носящих нормативный и тем более универсальный характер, как и попытка избежать потенциальных конфликтов между развитыми и развивающимися странами. Иными словами, положения мягкого права (soft law) зачастую заполняют пробелы, не освещенные нормами договорного права (hard law). Итак, в отношении каких международных стандартов, которые на сегодняшний день приняты по рассматриваемым в статье вопросам, несет обязательства Российская Федерация?