Адрес: 115035, г. Москва, Космодамианская набережная, д. 26/55, стр. 7 Тел.: (495)953-91-08,
617-18-88, 8-800-333-28-04 (по России бесплатно)

Новость подробно

Вышел в свет первый номер журнала «Муниципальное имущество: экономика, право, управление», посвященный 15-летию СМО
18.03.2021

 

Уважаемые коллеги!

 

Рады представить Вашему вниманию первый номер журнала «Муниципальное имущество: экономика, право, управление». Этот номер интересен тем, что в нем собраны лучшие муниципальные практики юридической деятельности советов муниципальных образований субъектов РФ.

В 2021 году большинство советов муниципальных образований (СМО) субъектов РФ отмечает свое 15-летие. Именно советам муниципальных образований и посвящен этот номер журнала — вашему вниманию предлагается описание юридической деятельности региональных советов муниципальных образований из 19 субъектов РФ.

Создание советов муниципальных образований началось после того, как органы местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», были сформированы.

Процесс создания советов занял несколько лет. Для оказания помощи была даже создана специальная рабочая группа (приказ Минрегиона России от 17 февраля 2006 г. № 17), подготовлен проект Модельного закона субъекта РФ «О взаимодействии органов государственной власти субъектов РФ с советом муниципальных образований субъекта РФ».

На начальном этапе было много проблем. Например, по данным профильного комитета Государственной Думы РФ, в 2008 г. было всего 35 региональных советов муниципальных образований, в состав которых вошли все муниципальные образования данного субъекта РФ.

И тем не менее, во всех субъектах РФ советы муниципальных образований были созданы. Из 19 региональных советов муниципальных образований, описания которых при водятся в этом номере, 13 советов были созданы в 2006 году. Ульяновский СМО — в марте 2005 года; Иркутский СМО – в феврале 2003 года путем преобразования Ассоциации мэров городов и районов Иркутской области, которая действовала с 1996 года; СМО Чеченской Республики был создан одним из последних — в 2012 году.

Основное назначение советов муниципальных образований — организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражение и защита общих интересов муниципальных образований субъекта РФ (статья 8 Федерального закона № 131-ФЗ). На практике деятельность советов очень разнопланова и многообразна.

Надо отметить, что юридические службы есть далеко не во всех СМО. В одних советах муниципальных образований действуют юридические отделы, в других есть один юрист (иногда в статусе советника или заместителя исполнительного директора СМО). Однако весьма многочисленными являются примеры, когда своего юриста в составе исполнительной дирекции СМО нет. В этих случаях регионы поступают очень по-разному. Где-то функции юриста выполняет исполнительный директор, имеющий юридическое образование, где-то СМО привлекает юриста на договорных началах; есть примеры создания юридических форумов, когда СМО создает площадку для общения юристов органов местного самоуправления.

Основные направления юридической деятельности СМО также существенно отличаются: одни занимаются судебной защитой интересов муниципальных образований, другие — лоббированием их интересов на законодательном уровне; третьи — образованием; очень много примеров того, что именно советы муниципальных образований оказывают первую юридическую помощь и правовую поддержку, готовят модельные муниципальные правовые акты и методические рекомендации по реализации норм законодательства.

В этом номере собраны лучшие муниципальные практики юридической деятельности советов муниципальных образований субъектов РФ.

 

С полной версией номера можно ознакомиться здесь