Адрес: 115035, г. Москва, Космодамианская набережная, д. 26/55, стр. 7 Тел.: (495)953-91-08,
617-18-88, 8-800-333-28-04 (по России бесплатно)

Новость подробно

Почему Россия не только может, но и должна раздать деньги всем своим гражданам
06.05.2020

 

17 апреля во время онлайн-пресс-конференция Председатель Банка России признала, что 63% домохозяйств в стране не имеют сбережений. Однако одновременно Эльвира Набиуллина заметила, что меры "количественного смягчения" и тем более активные прямые вливания в экономику из средств Центробанка - так называемые "вертолетные деньги", не актуальны для России.

«Если представить, что мы как Центральный банк напечатаем деньги и раздадим их по нулевой ставке. Это приведет к "взрыву" инфляции, и люди, которые получат эти денежные знаки, им будет на них тяжело что-то купить»,— сказала госпожа Набиуллина уже на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров ЦБ (цитата по ТАСС) 24 апреля.

Однако уже 30 апреля в интервью RTVI пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков допустил, что россияне могут получить единоразовую материальную помощь в период пандемии коронавируса. При этом Песков заявил, что все меры социальной поддержки, которые в настоящее время принимаются правительством, в первую очередь направлены на продолжение экономической жизни в стране.

По пути прямой раздачи денег населению уже пошли некоторые другие страны.

В марте 2020 года в США в рамках мероприятий по стимулированию экономики во время пандемии вируса Ковид-19 были предусмотрело прямые выплаты гражданам, чей скорректированный валовый доход не превышает 75 000 долларов в год, в размере 1200 долларов на взрослого и 500 долларов на каждого ребёнка.

Греция: Разовое пособие 800 евро каждому

Германия: Учтенным гражданам - 5 тысяч евро.

Гонконг: каждому гражданину по 1300 долларов США.

Япония: всем гражданам Японии по 100 тысяч йен ($926 долларов США).

Сингапур: каждый гражданин старше 21 года получит 425 долларов США.

 

Распределение денег среди физических лиц как конечных потребителей возможно как в виде прямых безвозмездных выплат, так и в виде снижения налогов. В любом случае целью является повышение потребительского спроса и стимулирование экономической активности.

На наш взгляд государство должно выбрать в качестве такой меры именно безвозмездное выделение всем взрослым гражданам страны одинаковой суммы или единовременно, или ежемесячно и половину этой суммы на каждого ребёнка младше 18 лет. И вот почему.

Для объяснения нашей позиции точность расчётов не требуется поэтому все цифры даются округлёнными для более простого восприятия.

Очевидно, что прямая раздача денег – это самый быстрый способ вовлечения их в оборот.

ВВП России в 2019 году составил 110 трл.рублей.

Денежная масса - агрегат М2 (наличные деньги, вклады и остатки по счетам физических и юридических лиц) - на конец 2019 года, по данным Банка России, была на уровне 51,6 трл.рублей.

Сама примитивная формула для расчета скорости обращения денежных средств в экономике предполагает определение соотношения ВВП к М2, что по итогам 2019 года даёт коэффициент 2,13.

Согласно публикуемому Банком России еженедельно «Мониторингу отраслевых финансовых потоков» «отклонение объема входящих платежей от «нормального» уровня в апреле составило порядка 20%. Это приблизительно означает уменьшение скорости обращения денег на те же 20%: с 2,13 до 1,7 раза.

Очевидно, что реальное общее замедление скорости обращения денег гораздо выше: каждому читателю достаточно оценить динамику личных расходов в последние два месяца. Но даже, если исходить из официальных цифр, при заявленном текущем уровне инфляции 2,5% падение оборачиваемости денежных средств до 1,7 раза в год может означать снижение инфляции до 2% или ещё ниже.

При нулевом росте в 2020 году для достижения тагетированной цели Банка России по инфляции, которая заявлена в 4% за год, ВВП в рублях нужен в размере 114,5 трл.рублей (уровень 2019 года + 4%).

Значит для поддержания необходимого уровня инфляции денежная масса в обращении должна составить 114,5/1,7= 67,3 трл.рублей. С учётом уровня денежной массы на М2 на 1 апреля по данным Банка России в размере 52,3 трл.рублей разница составляет 15 трл.рублей.

То есть фактически речь идёт о необходимости вливания в оборот дополнительных 15 трл.рублей только для поддержания экономических процессов в рамках нулевого роста.

В условиях пандемии основной задачей является скорейшее оживление экономики.

Однако любая раздача денег какому-то ограниченному количеству предприятий по любой сложной схеме означает фактическую задержку с поступлением денег в оборот по причине совокупности сразу нескольких необходимостей: определение отраслей, проверка заявителей на соответствие критериям, администрирование раздачи денег, ввод денег в оборот и т.д. и т.п.

Напротив, формой скорейшего впрыска денег в оборот является раздача денежных средств населению напрямую.

Учитывая, что население Российской Федерации на 1 января 2020 года декларировалось на уровне 147 млн.человек, вливание необходимых 15 трл.рублей в экономику через их прямую раздачу населению в пересчёте на каждого гражданина даёт сумму 100.000 рублей!

Это означает, что Российская Федерация может раздать каждому взрослому гражданину 120тыс.рублей и 60тыс.рублей на каждого ребёнка без особого ущерба для экономических процессов в стране в рамках запланированной самим Банком России инфляции.

Скорость обращения денежной массы нескоро выйдет на прежний уровень из-за вполне объективных причин, как-то: сокращение производства, импорта, экспорта, экономической активности, роста безработицы, неизбежного изменения поведения предприятий и домохозяйств в расходовании средств и т.п. Поэтому с учётом прямой нехватки денег в экономике необходимые ей 15 трл.рублей могут быть просто… эмитированы! (или проще сказать «записаны» на счета всех граждан России)!

Поскольку речь идёт об использовании формы исключительно электронных денег их вливание через эмиссию не требует физического увеличения наличных денег, а просто производятся необходимые записи по остаткам на счетах граждан.

По мере восстановления экономической активности (в т.ч. при увеличении скорости обращения денег) «лишние» денежные средства будут выводиться с использованием любых механизмов: или финансовых (например, продажа облигации Минфина), или административных (налоги, штрафы), или через сокращение государственных и местных расходов. В условиях обнищания населения и Москва, и другие регионы смогут прожить год без большинства расходов на благоустройство.

Для сравнения можно отметить, что по данным Минфина объём Фонда национального благосостояния на 1 апреля 2020 года составил похожую сумму - 12,8 трл.рублей.

Однако в предлагаемой нами концепции никакого расходования средств ФНБ вообще не происходит.

 

Прежде чем спорить о невозможности использования такого сценария надо обратить внимание на данные Банка России о постоянном росте денежного агрегата М2 в России: на 1 января 2011 года – 20 трл.рублей, 01.01.2012 – 24 трл.рублей, 01.01.2013 – 27 трл.рублей, 01.01.2014 – 31 трл.рублей, 01.01.2015 – 31,6 трл.рублей, 01.01.2016 – 35 трл.рублей, 01.01.2017 – 38,5 трл.рублей, 01.01.2018 – 42,5 трл.рублей, 01.01.2019 – 47 трл.рублей, 01.01.2020 – 51,6 трл.рублей.

То есть с 2011 год увеличение денег в обороте РФ происходит регулярно вне зависимости от экономических кризисов на уровне плюс 3,5 трл.рублей в год, которые в пересчете на душу населения уже дают 23.000 рублей на каждого гражданина РФ.

Прямая раздача денег является действенной мерой поддержки населения страны, одномоментно столкнувшегося с целым рядом проблем, в том числе:

- финансовых (необходимость обслуживания кредитов, резкое падение доходов и сбережений, нехватка денег на товары первой необходимости);

- политических (рост недовольства в ряде регионов, рост преступности среди беднейших слоёв местного населения и гастарбайтеров);

- психологических (страх, депрессия, стресс, иные психосоматические расстройства, связанные с вынужденной изоляцией и ограничением передвижения, беспокойство за будущее).

В теперешней ситуации использование механизма контролируемой эмиссии выступает наиболее простым способом оживления экономической активности в России и реальной помощи всем гражданам страны.

 

 

Авторы:

ГРИБ Владислав Валерьевич

Доктор юридических наук, профессор.

Член-корреспондент Российской Академии Образования

Заведующий кафедрой Правовых основ управления МГИМО МИД РФ

 

СОЛОВЕЙ Юрий Васильевич

Кандидат экономических наук