Адрес: 115035, г. Москва, Космодамианская набережная, д. 26/55, стр. 7 Тел.: (495)953-91-08,
617-18-88, 8-800-333-28-04 (по России бесплатно)

Новость подробно

Коронавирус: Пора сменить парадигму действий пока ещё есть время
04.05.2020

 

31 марта 2020 года почти все субъекты РФ вслед за Москвой ввели ограничения на передвижение граждан «свыше 100 метров».  На тот момент в Москве было 1.613 случая заражения коронавирусом, а, например, в Кемеревской области – всего 3 на 2,66 млн.жителей.  22 апреля, когда Сергей Собянин предложил распространить систему цифровых пропусков на все российские регионы, в Москве было уже 31.981 зараженных (55% от общего количества), в Кемеровской области – 56, а на Сахалине – 19 (из них 8 выздоровели).

Пик заражения ещё не пройден и карантин, на котором находится вся страна, может продлиться до конца мая и даже больше. 

Несмотря на то, что распространение коронавируса по регионам происходит это крайне неравномерно, фактически в режиме ограниченной возможности передвижения уже месяц находятся жители свыше 1 тыс. городов всех 85 субъектов РФ.  При этом даже сейчас в 65 регионах страны количество выявленных носителей Ковид-19 не превышает 0,05% (50 человек на каждые 100.000 населения), находящихся в основном в региональных центрах.  Так в Красноярской крае 527 случаев (из них только 5 смертельных) на 2,86 млн.жителей.

Всемирная организация здравоохранения не считает бессимптомных больных основным источником инфекции, однако они учитываются в общих статистических показателях (в новых случаях их уже около 45%), наравне с больными в тяжелой форме. 

Поэтому основным фактором, толкающим вверх во всём мире цифры по числу заражений, выступает увеличение количества тестирования.  Так Россия провела уже 3,0 млн.тестов, выявивших 87тыс. носителей вируса, США - 5,5 млн.тестов и 1 млн. заболевших, в Италии: 1,8млн. и 200тыс.

Почти все экономисты сходятся во мнении, что сохранение в России режима ограничения передвижений ещё на 1-2 месяца скажется негативно как на состоянии экономики в целом, так и на уровне жизни большинства граждан России, среди основных проблем которых станут:

- экономические (катастрофическое сокращение экономической активности на фоне падения спроса при одновременном росте инфляции, снижение покупательной способности населения, рост безработицы, банкротство предприятий);

- финансовые (необходимость обслуживания кредитов, резкое падение доходов и сбережений, нехватка денег на товары первой необходимости);

- политические (рост недовольства в ряде регионов, рост преступности среди беднейших слоёв местного населения и гастарбайтеров);

- психологические (страх, депрессия, стресс, иные психосоматические расстройства, связанные с вынужденной изоляцией и ограничением передвижения, беспокойство за будущее).

Эти последствия, когда в большинстве субъектов РФ один заболевший приходится на 2-3 тыс. жителей при плотности менее 50 человек на 1 кв.км., несопоставимы с угрозой дальнейшего распространения в них Ковид-19.             Поэтому сравнивать тот же Красноярский край с плотностью 1,2 чел./кв.км с Москвой (5.000 чел./кв.км) неправильно и можно делать только для крупнейших городов и даже не каждого региона.

 

Для снижения разрушающего воздействия пандемии на экономику России необходимо сменить парадигму действий и перейти от унифицированного к дифференцируемому подходу как на федеральном, так и на региональном уровнях. 

По мнению ВОЗ основным способом передачи коронавируса является воздушно-капельный, когда человек заражается при вдыхании частиц жидкости при непосредственном контакте с носителем вируса: кашле, чихании или даже разговоре.  То есть распространение вируса больше зависит не от нахождения на улице людей, соблюдающих социальную дистанцию, а от скученности в любом месте тех, кто такую дистанцию не соблюдает (например, в Москве в первый день введения электронных пропусков 15 апреля).

Очевидно, что принимаемые в разных частях страны действия должны быть адекватны существующей ситуации.

Поэтому необходимо ужесточение мер в нескольких регионах с большим количеством зараженных (прежде всего в Москве), с одновременным их ослаблением на территории остальных регионов России.

Это может быть реализовано путём разделения территории России в зависимости от количества зараженных и плотности населения в границах существующих субъектах РФ на четыре зоны: красную, синюю, желтую и зелёную.

Для регионов красной зоны (сейчас это Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Мурманская, Московская и Ленинградская области, Ингушетия) устанавливается режим чрезвычайной ситуации в рамках закона №68-ФЗ и производится ужесточение принимаемых мер.

В синюю зону входят субъекты с числом заразившихся от 50 до 100 человек на каждые 100 тыс. населения.  Прежде всего это регионы, окружающие Московскую область, и регионы с городами-миллионниками.

Жёлтая зона включает регионы, в которых количество выявленных больных не превышает 25-50 человек на каждые 100 тыс. жителей.

И, наконец, к зелёной зоне относятся остальные регионы, где число заразившихся Ковид-19 не более 10-20 человек на 100 тыс. населения.

Внутри каждого субъекта РФ также происходит своё зонирование.  И если основным очагом заражений является региональный центр, то именно он становится красной/синей зоной, а не вся территория субъекта, что позволяет дифференцированно подходить к применению мер, избавив население от их чрезмерности даже внутри отдельного региона.

Для зоны каждого цвета устанавливаются свои отличные запреты, основным из которых должно стать максимальное ограничение перемещения между субъектами, в которых наблюдается неблагополучная эпидемическая ситуация: регионы красной и синей зон - как между собой, так и между ними и регионами жёлтой и зеленой зон.  Закрытие границ субъектов не касается перевозок необходимых товаров с соблюдением мер по обеззараживанию транспортных средств.

Этим достигается основная задача: локализация коронавируса в каждом субъекте.

В условиях, когда гражданам запрещено посещение родственников даже в близлежащих домах, сохранение «перемещения людей между регионами страны» выглядит крайне неоправданно.

При этом акцент делается не на тотальное нахождение людей в своих квартирах, а на максимальное сокращение количества потенциальных контактов между инфицированными и здоровыми гражданами.

Так в регионах желтой и зеленой зоны режим «нахождения дома» сохраняется только для заболевших, людей из групп риска (старше 65 лет, наличие хронических заболеваний) и лиц, контактировавших с заболевшими.  Остальным гражданам разрешается свободное перемещение внутри своего региона с соблюдением профилактических мер.

Также в регионах жёлтой и зелёной зон (за исключением населенных пунктов, относящихся в этих регионах к красной или синей группам) поэтапно возобновляется работа офисов, предприятий, магазинов, точек общественного питания с сохранением требований по соблюдению социальной дистанции, наличию антисептических средств и ограничению массовых скоплений людей в зависимости от динамики заражений.

Решение самой сложной задачи по улучшение ситуации в регионах красной и синей зон достигается ужесточением в них принимаемых мер.

Например, в Москве целесообразно разделение города на зоны в рамках существующих административных округов.  Это прежде всего изолирование территории новой Москвы и Зеленограда на период пандемии: прекращение сообщения метро между новой Москвой и центром, сокращение ряда конечных станций метро особенно для районов за МКАДом.

Общее уменьшение перемещений граждан внутри красной зоны позволит локализовать потенциальные контакты с зараженными лицами.

Для государства в целом выгоднее выплачивать пособия по безработице гражданам, временно не имеющим возможности продолжения работы в другой части города, чем иметь дело с последствиями распространения вируса между частями города внутри красной зоны.

Онлайн информация по заражению Ковид-19 в отдельных домах Москвы дополняется физической маркировкой подъездов специальными наклейками, которые позволят медработникам, курьерам доставки и самим жителям внимательнее относиться к требуемым мерам предосторожности, а коммунальным службам тщательнее проводить обеззараживание.

Надо усилить контроль в местах повышенной опасности заражения Ковид-19, что особенно актуально для регионов красной и синей зон.  Это прежде всего продовольственные магазины, аптеки, общественный транспорт и курьерская доставка.

Сейчас курьеры службы доставки – это «идеальные» переносчики коронавируса, которые контактируют с большим количеством людей, нередко работают без перчаток и защиты глаз, а иногда и без масок, а часто ещё и живут по несколько человек в одной квартире.

Поэтому крайне важно разделение курьерского обслуживания здоровых, заболевших и лиц, находящихся на карантине.  Для этих целей необходимо ужесточить требования к защитной экипировке курьеров и соблюдению ими дистанции.  Службы доставки должны выделить для обслуживания больных и лиц на карантине ограниченную группу подготовленных курьеров, регулярно проходящих медицинский осмотр.

Оправдано общее сокращение работающих аптек, магазинов и ресторанов, осуществляющих доставку на дом, в первую очередь за счёт несетевых заведений, а также ограничение возможности доставки из других административных округов города.

В оставшихся заведениях требуется ужесточение обязательных требований по соблюдению дистанции, обеспечению посетителей при необходимости масками и одноразовыми перчатками, в том числе за счёт бюджетных средств.

Чтобы исключить возможность заражения через слизистую оболочку глаз необходимо введение обязательных требований по ношению не только медицинских масок и перчаток, но и средств защиты глаз (например, маски из прозрачного пластика, закрывающие лицо) всеми лицами, находящихся в непосредственном контакте со значительным количеством людей (это сотрудники полиции, метрополитена, персонал аптек, продавцы, курьеры).

В отношении лиц, зараженных коронавирусом, необходимо принятие мер, гарантирующих их полную изоляцию, для чего можно использовать существующую систему ФСИН по мониторингу лиц, находящихся дома.  Государству выгоднее оплачивать нахождение дома человека с подозрением на вирус, чем стационарно лечить десятки от него заразившихся.

Медицинский персонал, работающий с людьми, зараженными Ковид-19, должен быть обеспечен отдельным проживания на базе гостиниц или домов отдыха.

Учитывая, что симптомы Ковид-19 схожи с симптомами ОРВИ и аллергии, в одной больнице с зараженными лицами не должны оказаться пациенты с аллергической бронхиальной астмой и т.п.

С другой стороны, отказ от большинства ограничений внутри регионов жёлтой и зеленой зон будет способствовать скорейшему возращению людей к обычной жизни и восстановлению экономики.

Распространение коронавируса сейчас является информационной темой номер один в России.  При этом подача информации имеет часто негативную основу: увеличение количества заразившихся, случаи массового заражения, новые ограничения для граждан и бизнеса.

На этом фоне инициативы Правительства РФ по поддержке ограниченного количества отраслей или по выдаче ипотеки под 6,5% людям, которые живут последний месяц в страхе потерять работу или бизнес, не могут изменить общее восприятие.

Зонирование субъектов России и даже районов внутри них позволяет перейти к позитивному освещению информации: обсуждению жизни в регионах желтой и зеленой зон, а также успехов и обоснованных ограничений в красных и синих зонах.

Это позволит справиться прежде всего с психологическими проблемами населения, что в конечном итоге станет основой нормализации повседневной жизни.

 

Авторы:

ГРИБ Владислав Валерьевич

Доктор юридических наук, профессор.

Член-корреспондент Российской Академии Образования

Заведующий кафедрой Правовых основ управления МГИМО МИД РФ

Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ

Ректор Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова

 

СОЛОВЕЙ Юрий Васильевич

Кандидат экономических наук